Четыре транспортные компании поделили автобусные маршруты Петербурга

Проигравшие задумались об уходе в заказные перевозки и работе в Ленинградской области
В следующем году на улицы Петербурга должны выйти 2800 новых автобусов /Pixabay

Комитет по транспорту Петербурга определил четыре компании, которые со следующего года будут обслуживать 347 автобусных маршрутов в городе. Сейчас в Петербурге работают 15 частных перевозчиков. 12 из них останутся без регулярных маршрутов.

Сумма контрактов по всем разыгранным лотам составила 191,1 млрд руб., компании в ходе торгов снизили начальные цены на 3,1 млрд руб. Три победившие компании из Петербурга, одна – из Московской области.

Больше всего маршрутов (167) будет обслуживать «Вест-сервис». По данным «Контур.Фокуса», компания принадлежит Леониду Бондаренко, выручка в 2020 г. составила 647,3 млн  руб., чистый убыток – 124,6 млн руб. 

113 маршрутов выиграл «Третий парк». По данным «Контур.Фокуса», компания принадлежит Евгении и Владимиру Дьяковским, выручка в 2020 г. – 3,6 млрд руб., чистая прибыль – 257 000 руб.

56 маршрутов — у «Домтрансавто» из Московской области. По данным «Контур.Фокуса», предприятием владеет Руслан Джумашов, выручка компании в прошлом году составила 1,9 млрд руб., чистый убыток – 625,5 млн руб.

На 11 маршрутах будет работать компания «Такси» (выручка – 384,7 млн руб., чистая прибыль – 3000 руб, владелец Татьяна Калюжная, по данным «Контур.Фокуса»).

На запросы «Ведомостей» ни один из победителей аукционов не ответил.

Первые 10 контрактов уже подписаны. Еще 10 контрактов будут подписаны в первой декаде сентября, сообщили в пресс-службе комитета по транспорту. 

Компании будут работать на маршрутах до 2028 г. Чтобы начать работу, перевозчикам необходимо полностью обновить парк автобусов – всего они должны закупить или взять в лизинг 2800 низкопольных автобусов, из них 1000 – среднего класса, 1800 – большого. С 1 апреля 2022 г. вся выручка транспортных компаний будет уходить в бюджет города,  перевозчики будут получать от 160 до 180 руб. за 1 км за то, что в администрации города называют транспортной работой.

На маршруты новая техника будет выходить в три этапа: с 1 апреля следующего года на 97 маршрутов выйдут 864 новых автобуса, с 1 июня – на 94 маршрута 693 автобуса, с 15 июля – на 156 маршрутов  1244 автобуса.

ГУП «Пассажиравтотранс» продолжит обслуживать 110 маршрутов – они не разыгрывались на торгах.

Сейчас в Петербурге работают 15 перевозчиков, в их парке 2228 автобусов, подавляющее большинство эксплуатирующейся техники относится к малому классу, сообщили в пресс-службе комитета по транспорту.  

Компания АТП «Барс-2» собирается полностью перейти на работу в Ленинградскую область, рассказал «Ведомостям» ее гендиректор Андрей Заботин. Сейчас «Барс-2» обслуживает в Петербурге 12 коммерческих и четыре социальных маршрута. На сайте компании говорится о сотнях единиц подвижного состава, существенную часть которого составляют автобусы ПАЗ. Заботин не стал говорить о точном количестве подвижного состава.

Генеральный директор другой компании-перевозчика  сказал «Ведомостям», что его фирма планирует сохранить автопарк в Петербурге, полностью переориентируясь на работу по заказу. «Закрывать бизнес не хотим, у нас остается производственная площадка, 120 единиц техники, «Мерседесы», МАЗы, но большая часть – ПАЗы на 25 посадочных мест, половина из них довольно новая,  2019 г. выпуска», – говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, в Петербурге востребованы заказные туристические и пригородные перевозки. «Можно работать и в других регионах, но там придется создавать новую производственную площадку, это большие затраты. Изучим Ленобласть: если там будем востребованы, отправим туда технику», – добавляет он. 

Автобусы малого класса активно используют в Ленобласти, где транспортная реформа стартовала в 2019 г., пояснил «Ведомостям» председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк. Тогда на конкурсе маршруты распределили между собой 45 перевозчиков, они оперируют 2505 автобусами разного класса, требования к автобусам более мягкие, чем в Петербурге: автобусы малого класса должны быть не старше пяти лет, среднего – не старше семи, большого – не старше десяти, говорит  Присяжнюк.  «В Ленинградской области около 3000 населенных пунктов. Там, где низкая заселенность или плотная историческая застройка, большие автобусы не нужны», – поясняет он.

По  словам Присяжнюка, ни один петербургский перевозчик пока не обращался в администрацию области с планами по работе или увеличению автопарка в Ленобласти: «Многие петербургские перевозчики работают и в Ленобласти, в том числе крупные компании «Питеравто» и «Третий парк». Никто не против, если они захотят перевести автобусы с городских маршрутов на областные, достаточно оценить техническое состояние подвижного состава», – говорит Присяжнюк.

Аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов считает, что небольшие петербургские перевозчики, оставшиеся без маршрутов, смогут выжить, работая на заказных перевозках в городе и области. Но судьба  крупного перевозчика ПТК (по данным сайта компании, ее автопарк состоит из 750 автобусов) для Афиногенова остается туманной. «У них серьезная организационная структура, налаженные процессы в Петербурге, и будет странно, если все это исчезнет. Возможно, компанию поглотит кто-то из победителей конкурса», – считает Афиногенов.

В ПТК на вопросы «Ведомостей» не ответили.