Город хочет реконструировать причалы Речного вокзала

Строить новый вокзал вместо снесенного не планируется
Речной вокзал снесли в 2012 г., причалы продолжали принимать речные круизные суда /Pixabay

Администрация Петербурга собирается реконструировать причалы снесенного в 2012 г. Речного вокзала на проспекте Обуховской обороны. Строить новый вокзал не планируется, для приема судов отремонтируют причальные стенки, рассказал «Ведомостям» чиновник из экономического блока правительства Петербурга. 25 августа претендовавшая на причалы компания «Анхель» заключила мировое соглашение с комитетом имущественных отношений Петербурга.

Ленинградский Речной вокзал построили в 1974 г., он включал причалы, пассажирский терминал и 14-этажную гостиницу «Речная». Союз архитекторов Санкт-Петербурга в 2009 г. обращался к властям с просьбой предоставить комплексу Речного вокзала статус памятника, но этого не было сделано. В 2012 г. компания «Мегалит», в собственности которой находился земельный участок, снесла здания Речного вокзала и построила на их месте 24-этажный жилой комплекс «Дом-мегалит на Неве». Три причала остались в федеральной собственности и продолжали принимать речные круизные суда.

Оператором причалов с 2014 по 2019 г. выступала компания «Анхель» из Ярославской области. Компания подавала документы на приватизацию причалов, ссылаясь на федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности».

В 2019 г. Росимущество передало причалы городу. «Анхель» оспорил это решение в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, настаивая на приватизации причалов и в 2020 г. получила отказ. Но в марте 2021 г. компания выиграла апелляцию: суд обязал комитет имущественных отношений (КИО) в двухмесячный срок направить заявителю проект договора купли-продажи. Комитет подал кассационную жалобу, однако 30 июня представитель «Анхеля» попросил отложить заседание для урегулирования спора мирным путем, и уже 25 августа суд утвердил мировое соглашение: «Анхель» отказался от своих требований. Документ опубликован в базе арбитражных дел.

Как пояснил собеседник «Ведомостей», мировому соглашению предшествовало обращение комитета по транспорту в июне 2021 г. в управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области с просьбой проверить, как «Анхель» соблюдает налоговое законодательство. Компания получала налоговые льготы согласно 149 статье Налогового кодекса, предусмотренные для обслуживания судов в период их стоянки в портах. В суде «Анхель» доказывал, что сделка между Росимуществом и городом по передаче объекта «Санкт-Петербургский речной порт» не имеет законной силы, поскольку причалы без здания речного вокзала не могут считаться портом. «Если причалы не являются портом значит, «Анхель» неправомерно получал льготы», – заключил собеседник «Ведомостей».

«Анхель», по данным «Контур.Фокуса», зарегистрирован в Угличе, принадлежит Андрею Лаверчуку, в 2020 г. выручка составила 5,8 млн руб., чистый убыток – 18,7 млн руб. В «Анхеле» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Сейчас причалы Речного вокзала находятся в оперативном управлении у Агентства внешнего транспорта, подведомственного Смольному. В 2020 г. на этих причалах обслужили 30 судозаходов, потратив на это 1,6 млн руб. и выручив 2,2 млн руб., сообщили в пресс-службе комитета по транспорту. В 2021 г., по состоянию на 1 сентября, к причалам Речного вокзала швартовались 98 круизных судов.

Собеседник «Ведомостей» говорит, что в следующем году причалы пройдут техническое освидетельствование. Сейчас чиновники ищут источник финансирования: либо это будут средства из бюджета Петербурга, либо будет использован механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Сумма затрат станет ясна после выяснения состояния причалов, но это «больше, чем десятки миллионов рублей, – с советских времен там ремонт не проводили», – говорит чиновник.

Если комитету по транспорту согласуют бюджетное финансирование на реконструкцию причалов, то планируется завершить работы в 2024 г. В случае утверждения концепции государственно-частного партнерства процесс восстановления может растянуться на четыре года или дольше, полагает собеседник «Ведомостей».

Сейчас речные круизные суда в Петербурге принимают по трем адресам: кроме Речного вокзала это Уткина Заводь (Октябрьская набережная, 31) и причал Соляной (Октябрьская набережная, 29а). Причалов в Петербурге до пандемии не хватало, рассказал «Ведомостям» генеральный директор судоходной компании: «В пик сезона на Уткиной Заводи приходилось параллельно швартовать четыре борта».

«Причалы Речного вокзала очень хороши для швартовки: рядом станция метро «Пролетарская», есть стоянка для автобусов и не надо дожидаться развода мостов. Все суда с иностранными туристами стремились остановиться именно там», – говорит собеседник «Ведомостей». Он считает, что для нормальной работы этих причалов достаточно имеющейся инфраструктуры: билетных касс, возможности бункеровки судов водой и приема сточных вод.

Этого мало для реализации проекта ГЧП, полагает собеседник «Ведомостей». Чтобы проект был рентабельным, он должен включать создание кафе, торговых центров и, возможно, гостиницы. Иначе бизнесу он будет неинтересен.

Руководитель агентства «Портньюс» Виталий Чернов говорит, что в качестве речного вокзала можно использовать дебаркадер, где разместить кафе, магазины и другие коммерческие объекты.