«Росдорбанк» встал в очередь за имуществом «Метростроя»

Банк рассчитывает вернуть полмиллиарда в счет просроченного кредита, обеспеченного залогом
Список кредиторов «Метростроя» увеличивается /metrostroy-spb.ru

«Росдорбанк» направил заявление конкурсному управляющему «Метростроя» о включении в реестр кредиторов. Общая сумма требований банка – почти 547 млн руб. Копия документа имеется в распоряжении «Ведомостей».

Банк просит вернуть 277 млн руб. в качестве основного долга по кредиту, выданному в декабре 2018 г. Остальная часть —  просроченные проценты за 2018-21 гг. и неустойки по кредиту и процентам.

Кредитное учреждение предоставило «Метрострю» заем в марте 2018 г. под 12% годовых. Компания должна была полностью расплатиться по нему еще до 25 марта 2019 г., однако с декабря 2018 г. перестала перечислять платежи. В июне этого года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил взыскать с «Метростроя» долги по кредиту.

Суд обратил взыскание на имущество «Метростроя», которое было оформлено в залог. Речь идет о четырех офисных помещениях по ул. Благодатная, 47, общей площадью 820 кв. м, где зарегистрированы несколько дочек «Метростроя». Также под ипотеку попали нежилое помещение в 3,2 тыс. кв. м на Загородном проспекте, гараж, малярный участок, материальный склад и 32 гектара земли под Петербургом.

По словам юриста Enforce Law Company Павла Кондратьева, у залоговых кредиторов шанс получить удовлетворение своих требований выше, чем у других взыскателей третьей очереди. В третью очередь входят долги по кредитам, налогам, штрафам, коммунальным услугам и т.д.

«Залоговое имущество продается конкурсным управляющим на торгах так же, как и другое имущество должника. 80% средств, вырученных от реализации предмета залога, направляются на погашение основного долга по кредитному договору», — говорит Кондратьев.

Партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский поясняет, что обычно удовлетворяется лишь 2-4% от номинала необеспеченных залогом требований, и около 30-40% требований залоговых кредиторов. Кондратьев полагает, что благодаря залогу «Росдорбанк» может рассчитывать на возврат «значительной части своих требований». Какую именно сумму сможет вернуть банк, юристы назвать затруднились. В кредитной организации «Ведомостям» не смоги оперативно ответить на запрос об ожидаемых размерах и сроках возврата долга.

Дебиторская задолженность «Метростроя» на момент признания компании банкротом достигала  15 млрд руб. Основная ее часть – это субординированная задолженность «дочек», в отношении которых тоже была введена процедура банкротства, отмечал во время собрания кредиторов 30 августа временный управляющий Григорий Авдеев. По данным «Контур.Фокуса», сейчас в различных стадиях банкротства находятся  семь «дочек» компании.

Кондратьев говорит, что общая сумма требований всех кредиторов к «Метрострою», по данным Casebook, сейчас составляет около 7,8 млрд руб. Кавинский называет другую цифру – 6,452 млрд руб. В то же время все имущество компании, которое может быть реализовано, оценивается в пределах 3,9-4,2 млрд руб.

По размеру заявленных требований «Росдорбанк» входит в число крупнейших кредиторов. Самую большую сумму рассчитывает взыскать «Метрострой северной столицы» (МСС) – компания, созданная ВТБ и властями города для продолжения строительства метро. В октября МСС взял на себя право требования по кредитам Банка Россия на 3,3 млрд руб. и компании «Таск» на 392 млн руб. (всего 3,7 млрд руб.).

По мнению экспертов, МСС может быть больше всех заинтересован в приобретении значительной части активов «Метростроя», включая залоговое имущество. Чтобы новый застройщик метрополитена смог купить всю необходимую ему для продолжения строительства метро недвижимость и технику банкрота, для торгов их могут объединить в максимально крупные лоты. Это поможет ограничить количество участников за счет повышения стоимости «входа». «Судебная практика это позволяет», — говорит Кавинский.

Однако в том, что МСС одновременно является кредитором и заинтересованной в имуществе стороной, скрыто противоречие, добавляет юрист. Если часть производственных зданий «Метростроя» по отдельности продать сторонним девелоперам, готовым заплатить больше, это поможет увеличить конкурсную массу. «Но в случае дробления имущества на большое количество лотов, «Метрострой северной столицы» будет вынужден их выкупать по более высокой цене, так как это имущество, как я полагаю, во многом является уникальным», — поясняет юрист.

Количество кредиторов «Метростроя» увеличивается: новые заявления о включении в реестр продолжают поступать конкурсному управляющему. Согласно картотеке сайта единого реестра сведений о банкротстве, прием заявлений будет закрыт в начале ноября (через два месяца после даты публикации судебного акта о банкротстве в газете «Коммерсантъ»). Во время процедуры наблюдения в адрес «Метростроя» поступили требования почти от 70 кредиторов на сумму более 2,6 млрд руб. В том числе – на 1,367 млрд от  собственной «дочки», признанной банкротом,  - «СМУ-9 «Метрострой».  Кроме того «Метрострой» должен 451 млн руб. налоговой службе, 796 млн руб. – банку «Открытие», 309 млн руб. – «Сбербанку» и др. компаниям.