Smartbike прокатился в ноль

По итогам сезона велошеринг смог выйти на безубыточность в петербургском сегменте рынка
В 2020 г. за конкуренцию со Smartbike будет бороться новый шеринг — «Велодрайв» /Smartbike

Компания «Смарт групп» (бренд Smartbike), запустившая велошеринг в Петербурге летом прошлого года, в  этом сезоне вывела сегмент велопроката в Петербурге на самоокупаемость. Об этом «Ведомостям» рассказал генеральный директор Руслан Каврюков. Несмотря на отсутствие субсидии со стороны городских властей, Smartbike планирует продолжить работать в городе и в следующем году, отметил он.

«К сожалению, наша работа в Ленинградской области стала убыточной. В Петербурге ситуация лучше – мы вышли на операционный ноль, но говорить о чем-то большем пока рано. В следующем сезоне мы продолжим работать и планируем расширить покрытие сервиса на несколько районов в городе», – говорит Каврюков.

Прошлый год был для компании убыточным в целом. По данным «Контур.Фокуса», в 2020 г. при выручке  70 млн руб. «Смарт групп» получила убыток в 1,7 млн руб. За два сезона ее приложение установили 212 000 человек, а парк увеличился с 400 до 2000 велосипедов. На конец октября клиенты сервиса совершили более 500 000 поездок. Кроме того, говорит Каврюков, компании удалось согласовать с городскими властями установку более 1000 парковок. Он также отметил, что в сравнении с сезоном 2020 г. продажи абонементов увеличились в 6 раз, а число активных пользователей, которые совершают более 10 поездок в неделю, удвоилось. Сейчас  компания рассматривает возможности выхода в другие города Северо-Западного федерального округа.

В следующем сезоне в Петербурге шеринг планирует запустить еще одна компания – крупнейшая в России франчайзинговая сеть по продаже велосипедов «Велодрайв». Об этом «Ведомостям» сообщили в пресс-службе компании.

«Изначально запланированный на 2021 г. запуск велошеринга нам пришлось отложить на следующий велосипедный сезон. Причиной стали технические сложности с работой приложения для мобильных телефонов и быстрая разрядка аккумуляторов в замках велосипедов», – рассказывает представитель пресс-службы.

Для технического запуска было использовано 100 велосипедов, стоимость каждого составила 15 000 руб. Для полноценного запуска в следующем году будут приобретены уже совсем другие велосипеды, которые смогут составить достойную конкуренцию на рынке проката в городе, отметили во франчайзинговой сети. В планах «Велодрайва» занять 15–20% рынка шеринга велосипедов Петербурга. Зона покрытия – преимущественно парки в черте города. Предполагаемый объем инвестиций и имена соинвесторов сеть не раскрывает.

Каврюков уверен, что имеющегося у Smartbike парка достаточно для наполнения рынка и «увеличивать число шеринговых велосипедов в городе нецелесообразно». Обе компании не рассчитывают на субсидии из городского бюджета, хотя это позволило бы «снизить цену поездки для пользователей», отмечает Каврюков.

В этом году Смольный не закладывал в бюджет средств на субсидирование шерингов. Ранее нишу городского велопроката занимала компания «Велогород». С 2014 г. по 2019 г. она получила 132 млн руб. субсидий от комитета развития транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ). Затем администрация Петербурга отказалась от выделения дальнейших субсидий из-за убыточности проекта. «Велогород» прекратил работу в Петербурге в конце сезона 2019 г.

Как сообщили «Ведомостям» в КРТИ, в бюджете комитета на 2022 г. расходов на субсидии для велошеринга также не запланировано. Кроме того, с этого года шеринги курирует другое ведомство Смольного – комитет по транспорту, отметили в пресс-службе. В комитете по транспорту тоже сообщили, что не планируют финансово поддерживать шеринговые компании, но готовы оказывать информационную помощь.

Председатель комиссии законодательного собрания по промышленности, экономике и предпринимательству, депутат от КПРФ Ирина Иванова подтвердила, что субсидии коммерческим организациям в городском бюджете на шеринг в следующем году не предусмотрены. «Субсидировать будем, когда станем совсем хорошо жить. Сейчас – не думаю», – говорит она. Однако депутат считает, что бюджет мог бы выделить для развития компаниям «какие-то совсем небольшие деньги». «Это экология и здоровый образ жизни», – поясняет Иванова.