Новичок потеснил мусорного гиганта

Малоизвестная компания «Эко Лэнд» выиграла конкурс на вывоз мусора в семи районах Петербурга у крупнейшего игрока рынка. Чтобы справиться с обслуживанием трети города, новичку придется привлечь субподрядчиков
«Автопарк №6 "Спецтранс"» проиграл конкурс по формальному признаку /«Автопарк №6 "Спецтранс"»

Компания «Эко Лэнд» получит крупнейший в своей истории контракт на вывоз мусора на территории Петербурга. Она выиграла тендер «Невского экологического оператора» (НЭО), предложив цену в 3,537 млрд руб., сообщается на сайте госзакупок. В 2022 г. подрядчику нужно будет вывезти 6 млн куб. м мусора из Калининского, Красногвардейского, Петроградского, Приморского, Выборгского, а также части Невского и Центрального районов города.

Ранее эти районы обслуживал «Автопарк №6 "Спецтранс"», который работает на рынке 47 лет. «Эко Лэнд» был создан в 2015 г. и практически не имеет опыта работы с крупными госконтрактами. Как рассказал «Ведомостям» директор по развитию «Эко Лэнда» Александр Попов, сейчас оператор обслуживает объекты застройщиков ЛСР и КВС в Петербурге, вывозит мусор из Кронштадта, Ломоносова, Петергофа, Колпино, Металлостроя и др. небольших городов. «Прямо сейчас на севере Петербурга у нас работает 15 мусоровозов, на юге — 18, но они переезжают из района в район», — говорит Попов.

У компании нет достаточных мощностей для вывоза 6 млн куб. м мусора. Сейчас в распоряжении «Эко Лэнда» около 50 мусоровозов. Это в 3 раза меньше, чем у «Автопарка №6». Но «Эко Лэнд» сможет воспользоваться ресурсами другой организации — «Эко Плант», которая имеет того же соучредителя — Владислава Головатого, говорит Попов. По данным «Контур.Фокуса», Головатый имеет доли по 70% в «Эко Лэнд» и «Эко Плант». В сумме у двух компаний — 97 мусоровозов, которые направят на выполнение контракта. Также «Эко Лэнду» придется в разы увеличить штат. По данным «Спарка», у «Эко Лэнда» сейчас 73 сотрудника, у «Автопарка №6» — 618 человек. Для выполнения контракта «Эко Лэнду» придется также нанять субподрядчиков и муниципальных перевозчиков мусора, говорит Попов.

Кто будет вывозить мусор из остальных районов Петербурга

«Невский экологический оператор», ставший в сентябре региональным оператором по обращению с отходами в Петербурге, 22 ноября подвел итоги четырех конкурсов на вывоз мусора на полигоны с общей суммой контрактов более 12 млрд руб. Кроме «Эко Лэнда» крупный контракт на 7,1 млрд руб. получило АО «Автопарк № 1 «Спецтранс». За эти деньги компания будет с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. ежегодно вывозить более 4,6 млн куб. м мусора из Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и Центрального районов. Еще один контракт на 847 млн руб. получило ООО «Ресурс АТЭ». По его условиям компания обязана за 2022 г. вывезти 1,4 млн куб. м из Пушкинского, Колпинского и части Невского районов города. Четвертый контракт на вывоз в 2022 г. 695 000 куб. м из Петродворцового, Курортного и Кронштадтского районов достался ООО «Эковаст». Компания предложила выполнить его за 532 млн руб.

Одно из преимуществ компании по сравнению с другими перевозчиками — наличие сортировочного полигона, заявил Попов. У «Эко Лэнда» есть завод по сортировке и обработке мусора в Большой Ижоре. «По стратегии НЭО все должно быть организовано — сортировка, разделение отходов и так далее. Компания «Эко Лэнд» изначально создавалась как объект обработки и сортировки. Сейчас все перевозчики возят отходы на захоронение, а мы даже крупные строительные отходы везем к себе на сортировку, чтобы вынуть металл, к примеру», — говорит Попов.

Он подчеркнул, что начальный этап выполнения контракта будет самым сложным для компании, в том числе потому, что организация должна будет перейти с одних объектов на другие, согласовав это с другими перевозчиками мусора. Предстоит провести паспортизацию мусоросборников, которые войдут в территорию обслуживания «Эко Лэндом» по новому контракту. «Не обойдется без каких-то эксцессов, куда-то может приехать две машины — наша и старого подрядчика, а куда-то ни одной. Мы настраиваемся на самый сложный вариант: десять дней в январе месяце все должны быть готовы к тому, что будет форс-мажорная ситуация», — предупреждает  Попов.

Генеральный директор «Автопарк №6 "Спецтранс"» Сергей Глухов уверен, что его компания, которая исторически много лет обслуживала эту территорию, проиграла конкурс по формальному признаку. Она предложила самую низкую цену — 3,519 млрд руб., но заявка была отклонена.

Причиной отказа стало то, что компания не предоставила согласие общего собрания акционеров на крупный контракт, который превышает размер активов. По данным «Контур.Фокуса», баланс «Автопарка №6» к концу 2020 г. составлял 607 млн руб. Глухов говорит, что для одобрения сделки компании пришлось бы провести собрание акционеров за две недели до подачи заявок на конкурс, однако на это требуется два месяца. Решение о том, будет ли «Автопарк №6» оспаривать итоги госзакупки, еще не принято: сейчас руководство консультируется с юристами, сказал он.

Президент национальной ассоциации корпоративных юристов Сергей Урескул говорит, что минимальный срок на созыв общего собрания акционеров по процедурным вопросам составляет 32 дня, на практике он доходит до 35 дней. Если сроки сокращаются, собрание может быть признано недействительным. В то же время адвокат бюро «НБ» Александра Карабутова не видит явных причин для отмены результатов торгов. По её словам, предъявление требования согласовать заключение крупного контракта с акционерами — законно.

«Устанавливая и поддерживая такую систему, государство исходит из того, что все участники являются профессионалами и принимают участие в закупках на регулярной основе. В такой системе конкурентное преимущество получают лица, заранее оформившие необходимые документы или имеющие возможность сделать это в короткие сроки», — поясняет она.