«Теремок» прибавит ресторанов

Петербургская сеть в 2022 г. откроет новые точки и рассчитывает вернуться к допандемийным показателям по посещаемости и выручке
В этом году сеть увеличилась на три ресторана, вложив в развитие 90 млн руб.  /«Теремок»

Сеть ресторанов русской кухни «Теремок» в 2022 г. планирует открыть в Петербурге и Ленобласти четыре новых заведения: в Янине, у будущей станции метро «Горный институт», в Шушарах и в Выборге. Об этом журналистам 21 декабря рассказал генеральный директор Виталий Свидовский. Кроме того, компания рассчитывает открыть три самостоятельные кондитерские, не связанные с основным брендом, а также расширить сеть «мини-теремков» площадью менее 100 кв. м, которые специализируются на работе навынос и доставке.

В этом году сеть увеличилась на три ресторана, вложив в развитие 90 млн руб. Последний, 98-й по счету, был открыт 17 декабря в ТЦ «Мега Дыбенко». В 2020 г. из-за пандемии компания открыла лишь одно заведение. По словам исполнительного директора «Теремка» Елены Федотовой, сеть сократила программу развития. «Если, например, мы раньше открывали по 7–8 ресторанов в год, то сейчас 2–3 максимум», – говорит она. Количество убыточных заведений «Теремка» выросло в 3 раза – в 2019 г. таких было около 1–2, сейчас 5–7, говорит Свидовский. По его оценке, предстоящее введение QR-кодов в общепите, которое запланировано в Петербурге на 27 декабря, может лишить компанию минимум 30% выручки.

В то же время в этом году финансовые показатели сети практически вернулись к допандемийным. В 2019 г. выручка всех «Теремков» в Петербурге составила 5,5 млрд руб., в 2020 г. она упала до 3,7 млрд руб., в 2021 г. увеличилась до 5,2 млрд руб. С такой же динамикой менялось количество персонала: в 2019 г. в ресторанах сети работал 2281 человек, в 2019 г. – 1924 человека, в 2021 г. – 2136 человек. «Мы планируем наращивать выручку и увеличивать производительность, чтобы с меньшим количеством сотрудников обслуживать большее количество посетителей», –рассказала Федотова.

По словам Свидовского, роста выручки в 2021 г. и открытия новых заведений удалось добиться за счет того, что многие посетители устали от ограничений и вернулись в кафе. Также «Теремок» не поднимал цены больше чем на 5%, в то время как многие заведения увеличили их на 20%. Кроме того, в сети повысилась производительность труда, в том числе благодаря участию в соответствующем нацпроекте.

«В 2021 г. мы почти достигли допандемийного уровня, несмотря на ограничения, действующие с января по середину февраля, летом и сейчас», – рассказал Свидовский. Главная задача на 2022 г. – вернуться к допандемийному уровню обслуживания гостей: в 2019 г. сеть обслужила 15 млн посетителей, в 2021 г. – только 11,6 млн.

Эксперты в ресторанной отрасли считают, что расширение «Теремка» на фоне потерь от пандемии – вполне логичное решение. «У «Теремка» есть ресурс, деньги – за счет оборота, за счет накоплений. Это правильная стратегия – на падающем рынке захватывать большее количество пространства», – полагает президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар.

«Пандемия когда-то закончится, а «Теремок» свою нишу расширит за счет конкурентов. Это логичный шаг», – тоже считает управляющий директор отдела корпоративно-брокерского бизнеса финансовой группы БКС по Петербургу Никита Демидов.

Управляющий директор объединения городских рестораторов «Рестоград» Александр Ружинский говорит, что за счет большой сети компания оказалась более устойчивой в кризисных ситуациях и быстрее их преодолевает, в отличие от малого бизнеса. Кроме того, руководство «Теремка» имеет опыт в прохождении предыдущих экономических кризисов.

По мнению Демидова, заведения подобного формата на фоне снижения платежеспособного спроса чувствуют себя увереннее, чем, к примеру, премиальные рестораны. «Теремок» выбрал достаточно удачный и жизнеспособный формат – фастфуд с акцентом на русскую кухню», – подчеркивает он.