Авиакеросин в «Пулково» взлетел на новую высоту

Цены на авиатопливо в аэропорту Петербурга за год выросли в 1,5 раза. Но авиакомпании обещают сдерживать стоимость билетов
В этом году можно ожидать повышения стоимости билетов на 10% /PIXABAY

Стоимость авиатоплива в «Пулково» за прошлый год, согласно данным Росавиации, выросла на 58% и достигла в декабре 2021 г. 59 750 руб. за 1 т. В понедельник, 17 января, цена авиакеросина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросла до рекордной отметки — 60 876 руб. за 1 т. Главной причиной такой динамики эксперты называют ситуацию на мировых рынках нефти и авиационного топлива.

Авиакеросин в «Пулково» поставляют три компании: «Совэкс», «Роснефть-Аэро» и АО «Аэрофьюэлз». Росавивация называет стоимость топлива только у «Совэкса», остальные поставщики не раскрывают в открытом доступе свои цены, но они сопоставимы, говорит аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Александр Осин.

По словам Осина, причиной роста цен на авиакеросин стало, в первую очередь, подорожание нефти марки Brent в долларовом эквиваленте в 2021 г. на 50%. «Ожидаемое авиакомпаниями получение средств в виде субсидий при превышении экспортной стоимости керосина установленной государством на 2021 г. ставки в 53 250 руб., конечно, могло создать определенный спекулятивный рост цен. Однако базовая причина сложившейся ситуации на рынке авиатоплива в России в 2021 г. – влияние внешних факторов», — уверен Осин.

Профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева напомнила, что в 2020 г. из-за пандемии мировые цены на нефть упали на 20%, снизился пассажиропоток, поэтому произошло и падение стоимости авиакеросина. По данным Росавиации, авиакеросин в Пулково в 2020 г. подешевел на 22%. К концу 2021 г. авиатопливо подорожало, но по сравнению с ценами на конец 2019 г. прирост составил лишь 23%. «Можно говорить о восстановлении цены на авиатопливо», — говорит Жиряева.

По словам независимого эксперта в отрасли авиаперевозок Анастасии Дюмулен, в прошлом году помимо роста цен на нефть и снижения курса рубля сыграло свою роль и желание производителей авиакеросина отыграть финансовые потери 2020 г. Она напоминает, что 2021 г. обошелся без банкротств авиакомпаний, хотя предпосылки к этому были. Но перевозчикам помог справиться с кризисом возросший пассажиропоток. В 2020 г. «Пулково» обслужил только 11 млн пассажиров, а в 2021 г. аэропорт почти вернулся к допандемийному уровню и обслужил 18,1 млн человек. В то же время в условиях растущего спроса и увеличения перевозок существенно подросла и закупочная цена авиакеросина, что спровоцировало удорожание авиатоплива непосредственно в аэропортах, поясняет эксперт.

Но Жиряева не видит прямой корреляции между ростом пассажиропотока и повышением цен на авиатопливо. Основные факторы – это  повышение цен на сырую нефть и курс рубля, подчеркивает она.

В 2022 г. эксперты ожидают дальнейшее подорожание авиатоплива. Осин говорит, что начиная со второго полугодия цены на нефть будут варьироваться в пределах $72-92 за баррель (на 18 января цена за 1 баррель нефти марки Brent составила $87,59). «Цены на авиакеросин в России в рамках этого сценария, но с учетом внутренних проинфляционных факторов, повышения рыночных ставок, ослабления курса рубля, возможно, повысятся по итогам 2022 г. на 10-20%», — считает аналитик.

По оценкам авиакомпаний в 2021 г. доля топлива составила около 30% в себестоимости перевозки в зависимости от конкретного направления. Жиряева напоминает, что топливные компании могут иметь разную политику ценообразования, направленную не только на повышение прибыли, но и на сохранение своей конкурентоспособности. «Контрактные цены для отдельных авиакомпаний могут различаться», — поясняет эксперт.

По мнению Дюмулен, каждая компания будет самостоятельно принимать решение, как компенсировать расходы из-за роста цен на авиакеросин. Одни переложат их на пассажиров, другие будут сдерживать цены на уровне прошлогодних за счет собственной прибыли, чтобы сохранить или нарастить пассажиропоток. «Но как правило, повышение тарифов на топливо так или иначе сказывается на стоимости авиаперевозок. В целом можно ожидать повышения стоимости билетов на 10%», — говорит Дюмулен.

«Естественно, любые колебания цены топлива оказывают влияние на цену перелета», — рассказал официальный представитель авиакомпании «Россия» Сергей Стариков, но отказался делать прогнозы по возможному росту цен. В пресс-службе «Аэрофлота» на запрос «Ведомостей» о возможном подорожании билетов не ответили.

В пресс-службе авиакомпании Smartavia рассказали, что не планируют повышать цены на авиаперевозки несмотря на рост стоимости топлива. «Более того, авиакомпания делает все возможное для того, чтобы снижать цены на билеты, как это происходило в прошлом году, когда снижение цен составило 25-30%, а на некоторых направлениях – более чем на 40%. Это стало возможным, в том числе и благодаря началу эксплуатации самолетов с высокой топливной эффективностью — Airbus А320neo», — рассказал представитель  пресс-службы.