«Автопарк № 6» и НЭО не сошлись в цене

Одной из причин ухода автопарка из Петербурга в компании назвали отказ продавать акции «Невскому экологическому оператору»
Компания до конца первого квартала планирует полностью освободить контейнерные площадки города от своего имущества /«Автопарк №6 «Спецтранс»

Один  из крупнейших петербургских мусороперевозчиков – АО «Автопарк № 6 «Спецтранс», не получивший на этот год госконтракт с региональным оператором Петербурга, до конца первого квартала планирует полностью освободить контейнерные площадки города от своего имущества, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании. В планах– перейти на рынок соседней Ленобласти.

По словам генерального директора автопарка Сергея Глухова, причиной, по которой «Невский экологический оператор» не стал заключать контракт с транспортировщиком, стала приостановка переговоров по приобретению регоператором акций «Автопарка № 6». Стороны так и не смогли договориться о цене, сообщили в пресс-службе автопарка. Стоимость и объем пакета акций, которые планировал купить НЭО, в компании не раскрывают.

По данным пресс-службы, производственные мощности автопарка сейчас  составляют 170 единиц специализированного парка мусоровозов, 90 единиц подвижного состава и оборудования производственного назначения, свыше 30 000 единиц контейнеров и мусоросборников разных типов.

Почему автопарк № 6 остался без контрактов

В 2021 г. АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» участвовало в двух из четырех аукционах по вывозу мусора в Петербурге, организованных «Невским экологическим оператором».  Компания предложила 3,519 млрд руб. за вывоз в 2022 г. 6 млн куб. м мусора из Калининского, Красногвардейского, Петроградского, Приморского, Выборгского, а также части Невского и Центрального районов города, но не была допущена к торгам. Также компания не смогла победить в конкурсе на ежегодный вывоз в 2022-24 гг. 4,6 млн куб. м мусора из Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и Центрального районов на 7,2 млрд руб. В обоих случаях причиной отстранения компании от конкурсов стало то, что она не смогла предоставить согласия акционеров на одобрение.

По оценке ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, стоимость компании может составлять от 2,1 до 2,5 млрд руб. Чтобы ее контролировать, НЭО не обязательно было покупать половину акций. «Требования к контрольному пакету зависят от численности мелких акционеров компании, зачастую бумагами акционерного общества владеет много инвесторов. В таком случае, чтобы пакет акций был признан контрольным, достаточно приобрести 20–40% активов компании, иногда хватает даже 10%», – сказал он.

По данным «СПАРКа», 37,27% акций автопарка принадлежат Андрею  Чеснокову, 14,51% – Сергею Глухову, 0,22% – Антону Журковичу, 0,20% – Игорю Кувалдину. Остальные акционеры не раскрываются.

Опрошенные «Ведомостями» юристы не увидели никаких нарушений в том, что НЭО пытался получить контроль над компанией, которая могла стать его подрядчиком по госконтрактам. Партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский говорит, что ситуация, когда дочерняя компания участвует в конкурсе материнской структуры, не редкость. «Хотя подобного рода действия, с моей точки зрения, могут приводить к уменьшению конкуренции, мне не известна практика, когда по таким основаниям торги признавались бы недействительным», – отметил он. Адвокат адвокатского бюро НБ Александра Карабутова говорит, что чтобы признать торги несостоявшимися, процент участия одной компании в уставном капитале другой  должен  превышать 50%.

Пресс-секретарь НЭО Дина Койрес подтвердила информацию о том, что региональный оператор планировал купить акции автопарка, но сделка так и не состоялась. Она отметила, что регоператор рассматривал автопарк как ключевого партнера в мусорной реформе, поэтому хотел войти в состав его акционеров. У нее нет информации о причинах срыва сделки.

Койрес также напоминает, что отказ «Автопарку № 6 «Спецтранс» по участию в торгах имел юридическую причину: общество не представило согласие всех акционеров на заключение крупной сделки, что требовалось по условиям конкурса. ФАС тоже не выявила нарушений ни в процедуре проведения, ни в результатах торгов.

В этом году НЭО и автопарк тоже не смогли наладить сотрудничество. Несмотря на то, что после старта мусорной реформы 1 января в Петербурге разразился мусорный коллапс, НЭО и его новые подрядчики не справились с вывозом мусора и не стали привлекать автопарк  к помощи. Региональный оператор объявил, что будет самостоятельно закупать недостающие мусоровозы. Койрес рассказала, что по имеющимся у нее данным, автопарк  не обращался ни к одному из генподрядчиков, чтобы предложить свои услуги в качестве субподрядчика. «Если бы руководство АО было бы заинтересовано в сохранении своих позиций, можно было бы найти какие-то варианты», – считает она. «Никаких предложений о работе на субподряде наша компания не получала», – рассказали в пресс-службе автопарка.

Сейчас автопарк  готовится расширять присутствие в Ленинградской области. «Мы сейчас сконцентрированы на оздоровлении нашего предприятия. Активно закупаем новую технику, обновляем контейнерный парк, оптимизируем процессы, на которые не хватало времени в последние годы», – рассказал Глухов.