Посетители «Макдоналдса» сменили гамбургеры на блины
Петербургские кафе и пекарни после закрытия «Макдоналдса» получили приток посетителейПоток посетителей кафе и ресторанов быстрого питания в Петербурге после закрытия «Макдоналдса» вырос на 10–15%. Об этом «Ведомостям» рассказали представители нескольких сетевых компаний.
В городе работало более 70 ресторанов «Макдоналдс», после объявления о приостановке деятельности сети в России открыты остались лишь пять, действующие по франшизе российской компании ООО «Развитие рост». Также о приостановке работы заявляла корпорация Yum! Brands, владеющая брендами KFC и Pizza Hut. Согласно информации на сайте компании, в Петербурге находятся более 100 ресторанов KFC и 16 Pizza Hut. Большая часть заведений KFC в Петербурге работает по франшизе и не была закрыта (в целом по стране закрылось лишь около 6% всех заведений KFC).
Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский сообщил о росте потока посетителей от 10% до 15% в целом по сети, коммерческий директор «Буше» Роман Певзнер отметил увеличение посещаемости примерно на 10%. По словам Свидовского, такой же рост отметили в продолживших работу ресторанах KFC и в «Бургер Кинге», но пресс-службы компаний не ответили на запросы «Ведомостей».
Свидовский напрямую связал прирост посетителей с закрытием ресторанов иностранных брендов. «Мы это связываем прежде всего с закрытием и перераспределением гостей «Макдоналдса»», – рассказал он, добавив, что переток посетителей помог нивелировать потери сети в торговых центрах после снижения их посещаемости. В итоге расположенные в ТРЦ кафе не увеличили, но и не сократили выручку. Певзнер затруднился назвать главную причину прироста посетителей.
Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Александр Марков не исключает, что рост потока посетителей и приостановка работы иностранных сетей подстегнут отрасль к открытию новых точек и запуску новых форматов. Одним из самых перспективных направлений являются фуд-траки, говорит он.
«Теремок» уже сообщил о планах разместить пять новых фуд-траков рядом с закрытыми ресторанами «Макдоналдса». Компания обсуждает их установку с властями Петербурга, но оперативно разместить новые точки «мешают бюрократические проволочки», рассказал Свидовский.
По мнению Маркова, формат фуд-траков является привлекательным как для сетевых игроков, так и для небольших частных инвесторов. «Это более ликвидный объект, его можно перестраивать и перевозить куда-то. Но для развития нужны места – точки, где можно устанавливать фуд-траки, и более простая процедура согласования их установки», – добавляет он.
У «Теремка» также есть планы расширить свою сеть и открыть новые рестораны, компания ведет переговоры с властями о получении бюджетной поддержки. «Если государство окажет нам поддержку в виде субсидий и грантов на открытие новых ресторанов, новых рабочих мест, конечно, это будет серьезным подспорьем», – рассказал Свидовский, добавив, что компания уже запросила поддержку у властей Петербурга, но не уточнил сумму.
«Буше» пока не рассматривает открытие новых точек или форматов в связи с уходом крупных игроков, говорит Певзнер. Исполнительный директор объединения «Рестоград» Александр Ружинский тоже говорит, что планов по открытию новых точек и массового расширения петербургских сетей в ближайший месяц–два ждать не стоит. «Относительно новых открытий будет практиковаться выжидательная позиция, которая позволит пронаблюдать за потребительским спросом в течение месяца–полугода. Потому что сегодня трафик в ресторанах присутствует, но насколько это длительная история, надо посмотреть», – говорит он.
Правительство Москвы будет стимулировать открытие новых ресторанов быстрого питания грантами: с 28 марта власти принимают заявки на открытие новых точек общепита в сегменте недорогих кафе быстрого обслуживания с приемом на работу новых сотрудников. В Петербурге этот вопрос пока только обсуждается, говорит Марков. «Московская практика показывает, что городскому бюджету оказалось проще найти деньги и объявить об этих грантах. Если мы в Петербурге подобное осилим, то это нам очень сильно поможет», – уверен он.
Но планам по развитию местных сетей сейчас мешают и другие трудности, говорит Ружинский: это доступность импортных продуктов и оборудования, а также рост цен. «Основная задача, которую мы сейчас решаем, – это как сделать так, чтобы в условиях, когда очень сложно доставать качественное сырье, «Буше» оставалось «Буше», потому что качество для нас является одной из базовых ценностей», – подтверждает Певзнер. В «Теремке» тоже жалуются на резкий рост цен поставщиков на 10–40%.
В то же время общепит отметил и позитивные изменения: после кадрового голода, который отрасль испытывает с 2019 г., местные сети могут получить профессиональных сотрудников закрывшихся брендов, говорит Ружинский. «Здесь мы в первую очередь ожидаем того, как будет уходить «Макдоналдс» – на сегодняшний день массовых увольнений нет. Тем не менее поток новых сотрудников уже постепенно начался», – поясняет он. Свидовский тоже говорит, что сейчас «Теремок» набирает новый персонал, усиливает смены и отмечает приток квалифицированных сотрудников на открытые вакансии.