«Вотоня» подрастет на десять магазинов

Местный ритейлер детских товаров расширит сеть до 80 точек
В 2021 г. сеть открыла 19 новых магазинов и закрыла три /PIXABAY

Петербургская марка магазинов товаров для детей «Вотоня» в этом году планирует расширить сеть до 80 точек. Об этом журналистам на деловом завтраке BestBreakfast рассказал заместитель гендиректора ООО «Вотоня» Александр Буран.

По его словам, сейчас у сети 73 магазина в Петербурге и Ленобласти, до конца года планируется открыть еще 10 точек. На сайте сети указано, что два новых помещения будут открыты на Проспекте Ветеранов в Петербурге и в г. Тосно в Ленобласти. «Но наряду с новыми открытиями мы закрываем магазины, которые не вышли на запланированный товарооборот. Будет закрыто около трех магазинов», — рассказал Буран. В 2021 г. сеть открыла 19 новых магазинов и закрыла три.

ООО «Вотоня»

Компания была создана в 2012 г. Ее учредителем является Татьяна Франус. Управляет сетью принадлежащая ей инвестиционно-строительная группа «Мавис», которая построила более 20 гипермаркетов для «Карусели» в разных регионах страны.
Выручка сети в 2021 г. составила 2,1 млрд руб., чистая прибыль – 42 млн руб.

Буран не стал раскрывать объем инвестиций в запуск новых точек, сославшись на коммерческую тайну, уточнив только, что все магазины будут открыты в спальных районах или внутри жилых кварталов, где есть гарантированный поток покупателей. Площадь каждого составит от 150 до 200 кв. м.

По оценке ведущего аналитика «Фридом финанс» Натальи Мильчаковой, в среднем в Санкт-Петербурге открытие магазина площадью 150-200 кв. м без учета расходов на аренду или покупку помещения обходится в 3-5 млн руб., однако с учетом инфляции затраты могут вырасти до 4-6 млн руб. Буран подтвердил, что объем инвестиций в один магазин в этом году обойдется на 10-15% дороже, чем в прошлом. По оценке директора департамента инвестиций в недвижимость компании Maris Алексея Федорова, аренда площадей под новые магазины обойдется в 1000-1500 руб. за 1 кв. м, а покупка может стоить 150 000 — 200 000 руб. за 1 кв. м.

Буран уверен, что новые магазины несмотря на сложности последних месяцев с поставкой товаров от дистрибьюторов окажутся успешными и выдержат конкуренцию как с главным игроком рынка – «Детским миром», так и с электронными торговыми площадками. «Наш формат – это стрит-ритейл,  магазин у дома, который удобен покупателю. Есть микрорайоны, в которых нет детского гипермаркета, а чтобы добраться до «Детского мира» или заказать товары онлайн, требуется время», — поясняет он.

Главный редактор MarketMedia Дмитрий Грозный отмечает, что у сети есть своя прагматичная стратегия развития и она не претендует на конкуренцию с крупнейшими игроками рынка. «Они хотят быть ближе к своим покупателям. То есть выполнять функции магазина у дома, быть своего рода «Пятерочкой» или «Магнитом», но только в сфере детских товаров», — поясняет он, добавляя, что такая стратегия хорошо работает при большом покрытии: потребитель должен знать, что магазин всегда буквально «под рукой». Но для этого компании потребуются инвестиции для дальнейшей экспансии на рынке. Мильчакова тоже говорит, что небольшие специализированные сети по продаже детских товаров с форматом «магазин у дома» конкурентоспособны хотя бы потому, что их в России и в Петербурге в частности осталось не много.

В марте петербургская компания ООО «Детки» подала в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск о собственном банкротстве. За три месяца с декабря прошлого года компания закрыла более 20 магазинов, включая торговые точки в Петербурге, Ленобласти, Москве и Подмосковье. Компания была основана в  2015 г. и имела сеть из 27 магазинов, включая 23 — в Петербурге. В январе операционные компании второй по доле рынка после «Детского мира» группы по продаже детских товаров «Дочки-сыночки» заявил о намерении обратиться в суд с заявлениями о собственном банкротстве, писал «Коммерсантъ». Сеть закрывает магазины в регионах, включая Петербург.

Но эксперты называют и риски, с которыми может столкнуться сеть в процессе развития: это рост затрат на закупку товаров, задержка их поставок и контроль цен со стороны властей. Буран подтверждает, что многие поставщики предметов гигиены сейчас задерживают отгрузки, из-за чего отдельные товарные группы исчезают с полок. Самые большие сложности – с памперсами и другими товарами для гигиены (одноразовые пеленки, салфетки и др.). «По отдельным брендам поставки пошли с перерывами. Мы заполняем полку соседним брендом, но это накладывает свой отпечаток: есть покупатели, которые привыкли к определенному бренду. Они его ищут либо в интернете, либо у конкурентов, а мы теряем продажи», — рассказал он, но не уточнил размер потерянный выручки за последние месяцы.

Еще один риск связан с повышением цен на игрушки, одежду и другие товары для детей. Буран рассказал, что ряд поставщиков увеличили отпускные цены, поэтому пришлось повысить и розничные. «Мы были вынуждены согласиться, чтобы не оставлять полки пустыми», — пояснил он. Мильчакова подчеркивает, что низкие цены – это одно из конкурентных преимуществ подобных сетей. Чтобы всегда оставаться востребованными у своей целевой аудитории, они вынуждены торговать недорогими товарами, как правило, произведенными в Азии.

По оценке директора Strategy Partners, практика «Потребительский сектор» Марии Вить, в текущих условиях сеть может столкнуться со сложностями масштабирования прежней модели и управления рентабельностью. «Сейчас с точки зрения затрат на открытие в целом есть возможность не сильно наращивать затраты на персонал и оборудование, но большую часть затрат — ассортимент в магазинах —  очень сложно будет удержать на прежних уровнях», — говорит эксперт.

Буран рассказал, что сейчас сеть вынуждена ориентироваться на «Детский мир» и самые распространенные онлайн-магазины, торгующие детскими товарами (Ozon, Wildberries и др.), чтобы оставаться конкурентоспособной в ценовом сегменте. Плюс цены на социально-значимые товары для детей, а также на детскую одежду и обувь контролируют власти города. Например, после жалоб губернатору от покупателей «Детского мира» власти объявили о фиксации цен в сети на три месяца на отдельные позиции товаров в категориях одежда и обувь на уровне января 2022 г. По словам Бурана, магазинам «Вотоня» тоже приходится реагировать на заявления и контроль властей, так как они торгуют социально-значимыми товарами.