Автодилерам нечего предложить: продажи машин в апреле рухнули на 80%

У петербургских продавцов заканчиваются запасы новых автомобилей
Цены на новые автомобили в Петербурге за последний месяц практически не изменились /FREEPIK

Продажи новых легковых машин в Петербурге в апреле этого года по сравнению с мартом упали на 61%. Был реализован 2061 автомобиль, сообщили «Ведомостям» в агентстве «Автостат» (данные приведены на основе системы «Электронный паспорт»). Падение продаж начало ускоряться: если в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они сократились на 48,5%, то в апреле – уже на 83%, следует из данных «Автостата».

Больше всего в апреле 2022 г. по сравнению с апрелем 2021 г. в Петербурге снизились продажи брендов Renault (-90%), Skoda (-90,9%), Volkswagen (-89,8%), Hyundai (- 83,6%), KIA (- 79,3%), Lada (- 83%). Китайский бренд Haval, который по результатам I квартала был практически единственным, кто нарастил реализацию на рынке Петербурга (+ 69% в I квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2021 г.), в апреле уже сократил продажи на 59,6%.

В то же время цены на новые автомобили в апреле после резкого подорожания в марте практически не изменились (по данным Петростата, в марте по сравнению с февралем они выросли на 27%). Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев говорит о том, что у автодилеров начали заканчиваться запасы: в марте они продавали еще январские и февральские поставки.

Бургазлиев напоминает, что в марте и апреле почти все западные, корейские и японские бренды либо приостановили производство в России, либо отгрузку машин в страну. «АвтоВАЗ» в мае тоже несколько раз останавливал конвейер – с 4 по 6, с 11 по 13 и с 16 по 20 мая, в итоге компания продлила режим простоя до 27 мая, а с 6 июня автопроизводитель планирует перейти на четырехдневную рабочую неделю. Geely, Genesis, JAC, Kia, Haval и Hyundai вместо производства в России и СНГ, по данным «Авторевю», готовятся поставлять к нам машины, выпущенные в Китае и Южной Корее. Но китайские производители, которые пока продолжают работать и отгружать машины, тоже испытывают проблемы с поставкой комплектующих, говорит эксперт.

Как рассказал «Ведомостям» директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский, спад продаж в его сети салонов в апреле составил 36%. Больше всего сократилась покупка автомобилей KIA. Меньше всего – моделей LADA (на 27,5%), автодилер успел предварительно отгрузить партию машин до приостановки работы завода, говорит Шапринский.

Партнер Strategy Partners Александр Постников считает, что на динамику продаж в апреле повлияли больше не экономические, а поведенческие факторы – покупатели стали более осторожными.  На этом фоне продажи машин с пробегом тоже сократились.

По данным «Автостат инфо», на вторичном рынке в апреле было реализовано 12 442 легковых машин с пробегом. Это на 16% меньше, чем в марте. «Люди не торопятся поменять автомобиль, поскольку уже намного сложнее заменить его на аналогичный с такими же характеристиками. Даже имея деньги, автовладельцы не готовы менять машину или покупать новую», – поясняет Постников. По его словам, выбор сократился не только на рынке авто, но и на вторичном рынке. Модели, выпущенные три года назад, уже вымылись из продаж и стали дефицитом.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики и участники рынка считают, что до осени ситуация не изменится. В мае и июне продолжится отрицательная динамика к марту и апрелю, полагает Бургазлиев.

Постников возлагает надежды на параллельный импорт, хотя это и приведет к повышению цен. По мнению заместителя генерального директора «АСМ-холдинг» Александра Ковригина, стабилизацию рынка также поможет обеспечить рост продаж автомобилей китайских производителей. Шапринский уверен, что в текущей ситуации спасти дилеров может только замещение новых автомобилей в автосалонах на автомобили с пробегом. «При этом мы надеемся на восстановление рынка, но перестройка бизнес-процессов займет еще как минимум полгода», – полагает он.

Ковригин по итогам года прогнозирует общее снижение продаж не менее чем на 60%.