«Славянка» определится с инвесторами к концу года

Трамвайную линию «Купчино — Шушары — Славянка» начнут строить летом, но источники финансирования до сих пор не определены
Строительство трамвайной линии, депо и покупка трамваев оцениваются более чем в 25,9 млрд руб. /slavyankatram.ru

Концессионер частной трамвайной линии по маршруту «Купчино — Шушары — Славянка» в Петербурге, компания «Балтнедвижсервис», летом планирует начать подготовку к строительству. Об этом «Ведомостям» сообщил генеральный директор компании Дмитрий Панкратов. По его словам, проектирование уже завершено, проектная документация в ближайшее время будет направлена на Госэкспертизу, пройти которую планируется в течение лета. Параллельно концессионер договаривается с властями города об ускоренном предоставлении ему земельных участков, чтобы начать подготовку к строительству.

Однако компания до сих пор не заключила соглашения о финансировании. «Важно пройти Госэкспертизу, получить финальную стоимость проекта и под эту финальную стоимость будет собираться пул финансирования», — пояснил Панкратов. По его данным, компания рассчитывает на финансовое закрытие проекта (подписание соглашений о финансировании. – «Ведомости») лишь в IV квартале этого года.

Что известно о частной трамвайной линии «Славянка»

Концессионное соглашение о создании и использовании трамвайной сети «Купчино — Шушары — Славянка» было заключено в октябре 2019 г. между группой «АБЗ-1» (учредитель «Балтнедвижсервиса»), Газпромбанком и правительством города. В рамках соглашения концессионер «Балтнедвижсервис» должен профинансировать проектирование трамвайной линии и депо, строительство объекта, а также подключение инженерных коммуникаций. Кроме того, компания должна закупить подвижной состав и в 2023 г. запустить первый этап линии «Купчино – Шушары» протяженностью 10 км. Пуск второго этапа — «Шушары – Славянка» (11 км) намечен на 2024 г. Новая трамвайная линия будет включать 24 остановки, ее будут обслуживать 22 трамвая. Прогнозный пассажиропоток – 36 000 человек в сутки. Общая стоимость проекта на момент подписания соглашения оценивалась в 25,9 млрд руб. Вернуть инвестиции концессионер должен за 30 лет за счет тарифной выручки от сбора платы за проезд.

Финальная сумма инвестиций тоже станет известна только после прохождения Госэкспертизы, подчеркнул Панкратов. Пока в компании называют ту же цифру, которая озвучивалась еще три года назад, на момент подписания концессионного соглашения – 25,9 млрд руб. Основным финансовым партнером должен стать Газпромбанк (через аффилированные структуры владеет 10% в ООО «Балтнедвижсервис»). Но сейчас концессионер рассматривает и другие источники финансирования, например, инфраструктурные облигации Дом.РФ. «Мы изучаем все возможности, представленные на рынке. Дом.РФ ведет активную работу с Петербургом, и мы хотели бы воспользоваться этим инструментом», — рассказал Панкратов, но не стал раскрывать подробности возможного участия банка.

Ранее в январе пресс-служба Дом.РФ сообщала, что проводит экспертизу инфраструктурного проекта по развитию трамвайной сети в Санкт-Петербурге. По словам директора Дом.РФ Управление активами Марины Слуцкой, проект планируется профинансировать при помощью инфраструктурных облигаций на 15 млрд руб. Слуцкая не уточнила название проекта, но указала параметры, аналогичные характеристикам «Славянки»: начало строительства в 2022 г. и «десятки километров трамвайных путей».

Панкратов рассказал также, что «Балтнедвижсервис» прорабатывает возможность продления линии к новому кампусу Санкт-Петербургского государственного университета в Пушкинском районе. «Мы изучаем такую возможность и проводили свои изыскания по этому вопросу», — отметил он.

Строительство нового кампуса на территории 150 га и общежитий на 25 000 студентов намечено на 2022-2026 гг. Оно оценивается в 45 млрд руб., из которых 19 млрд руб. – деньги федерального бюджета, 26 млрд руб. — средства инвесторов в рамках ГЧП. Кампус будет окружен массовой жилой застройкой. Также к нему планируется проложить новую транспортную инфраструктуру. «Наша инфраструктура, так складывается, будет самой близкой к будущему кампусу», — пояснил Панкратов.

Разработанный проект трамвайной линии «Купчино — Шушары — Славянка» включает 21 км пути. Его продолжение до нового кампуса СПбГУ, по оценкам Панкратова, составит еще примерно 5 км, но точную протяженность и необходимый размер инвестиций можно будет оценить только после завершения проектирования самого кампуса, подчеркнул он: «Сейчас обсуждаются вопросы связки с ВСМ, создания транспортно-пересадочного узла, нужно будет встраиваться в планировочные решения».

В декабре прошлого года во время совещания с председателем правления Андреем Акимовым губернатор города Александр Беглов отмечал, что вопрос продления линии до кампуса находится в проработке. Но как пояснил Панкратов, окончательного решения не будет, пока не решится вопрос финансирования уже согласованного участка Купчино — Шушары — Славянка.  

Управляющий по корпоративному и брокерскому бизнесу финансовой группы «БКС» Никита Демидов не исключает, что проект вообще может быть «поставлен на паузу». «В текущих условия, после резкого изменения ключевой ставки и негативных прогнозов по экономическому росту, все инвестиционные проекты требуют пересмотра моделей. Также негативную роль играет уход западных инвесторов, что ужесточает конкуренцию за оставшиеся инвестиционные ресурсы», — поясняет он.

Все концессионные проекты имеют долгие сроки окупаемости, поэтому требуют госучастия, как и большинство вложений в инфраструктуру, говорит Демидов. Проект «Славянка» не подразумевает прямого финансирования из городского бюджета, но городским властям все равно придется потратиться: согласно заключенному соглашению, они должны освободить территории и предоставить концессионеру необходимые земельные участки, а также провести реконструкцию улично-дорожной сети. Демидов считает, что власти могут найти другие приоритеты расходования бюджетных средств: «Поддержка существующего малого и среднего бизнеса, сохранение социальных проектов выглядят для бюджета более приоритетными».

Профессор МИЭП МГИМО Юлия Зворыкина отмечает, что в новых условиях привлечь финансирование концессионерам будет довольно сложно как в рамках кредитования, так и через другие финансовые инструменты. «На сегодняшний день инверторы столкнулись с увеличением стоимости кредитов, а привлечь деньги через облигации в рамках данных проектов затруднительно», — говорит она.

В то же время Партнер Strategy Partners Александр Постников напомнил, что еще одним доступным источником финансирования могут стать средства дорожного фонда. 6 апреля Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, предусматривающий возможность направления бюджетных средств из дорожного фонда субъекта РФ на обновление и развитие городского рельсового транспорта. Деньги можно тратить на реконструкцию или ремонт трамвайных путей вместе со строительством или ремонтом автомобильной дороги. «Это может быть одним из дополнительных источников финансирования для частных трамвайных линий в Петербурге», — поясняет он.