«Реалъ» откроет в Петербурге до десяти новых магазинов

Конкурировать за помещения предстоит с местными сетями «Семишагофф», «Технология», «Вкустер», а также с федеральными игроками
Помимо федералов планы по развитию новых точек есть у местных торговых сетей /PIXABAY

Петербургская продуктовая сеть «Реалъ», в которую сейчас входят 78 точек, в этом году планирует открыть от пяти до десяти новых магазинов. Об этом «Ведомостям» рассказал владелец сети Александр Мышинский. Объем инвестиций в открытие новых точек в компании не раскрывают.

«У нас сейчас два магазина на стадии подписания договоров аренды на помещения. На этот год в планах открыть 5-10 новых точек», — рассказал Мышинский.

Сейчас сеть на правах собственника владеет только двумя помещениями, остальные арендуются. Размеры магазинов варьируются от 200 до 1200 кв. м. Компания ведет поиск новых помещений для аренды. «Основная проблема развития для местных сетей – это отсутствие локаций. Все хорошие локации уже заняты», — говорит Мышинский.

Кроме того, «Реалъ» сохраняет планы по запуску собственной сети дискаунтеров, на первом этапе планируется открыть от 5 до 10 магазинов площадью около 150 кв. м. Сеть под новым брендом планируется запустить, когда будет сформирован пул необходимых помещений. При этом, как говорит Мышинский, компания не будет заходить в новые строящиеся микрорайоны и открывать магазины в новостройках: как правило, они медленно заселяются и 1-2 года магазин показывает убытки. «Если для федеральных игроков открыть убыточный магазин и отработать год в минус – не сложно, для локальных – это большая проблема. Мы принципиально должны вывести каждую новую точку на прибыль. Если в течение года мы не выходим на прибыль – мы ее закрываем», — пояснил он.

Последние несколько лет «Реалъ» активно развивал свою сеть за счет помещений закрывающихся в Петербурге брендов. В 2019-20 гг. компания открыла 21 магазин в помещениях обанкротившегося ТД «Интерторг» (управляла брендами Spar и «Семья» в Петербурге и Ленинградской области). В 2021 г. из-за отсутствия подходящих помещений «Реалъ» открыл лишь два новых магазина, еще два пришлось закрыть из-за проблем с арендодателями, отметил Мышинский. «Если раньше мы боялись конкуренции ценовой, то сейчас нет подходящих локаций, чтобы там хватило покупателей», — говорит он.

Директор департамента исследования рынка компании Maris Алена Волобуева подтверждает высокий уровень конкуренции в сегменте FMCG-операторов (продавцы потребительских товаров массового спроса. – «Ведомости»). «Несомненно, помещения в развитых жилых районах города, с высоким уровнем покупательской способности, в проходных местах всегда пользуются спросом у FMCG-операторов. В настоящий момент в этом сегменте не наблюдается резкого роста вакансии», — говорит она. В целом, по данным Maris, объем свободных для аренды площадей в сфере стрит-ритейла в Петербурге за 1 квартал 2022 г. вырос лишь на 0,2 п. п. (до 9,7%), включая помещения для общепита, fashion-операторов и ритейлеров FMCG-сектора.

Помещения для продуктового ритейла в Петербурге сейчас в дефиците, тоже говорит старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев: «Здесь может быть только одна стратегия — успевать занимать помещения в новостройках и постоянно мониторить рынок аренды на предмет освобождения помещений от других ритейлеров».

По словам независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, за новые помещения в Петербурге «Реалу» придется конкурировать как с федеральными, так и с местными игроками. Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сейчас не может открывать в городе новые магазины из-за превышения доли на рынке города в 25%. Но активно открывает точки по всему городу «Мини Лента». «Сеть агрессивно развивает свой формат «Мини Лента» и иногда выбивает действующих арендаторов, предлагая собственникам помещений цену в 2-3 раза выше, чтобы встать на интересную локацию», — говорит Лачугин.

Помимо федералов планы по развитию новых точек есть у других местных сетей. «Семишагофф» активно развивает сеть магазинов в формате дискаунтера. По данным сайта сети, в этом году она уже открыла в Петербурге пять новых точек, в прошлом году было объявлено о запуске 13 магазинов. Всего у сети сейчас около 140 точек в Петербурге и Ленобласти. Другая местная сеть — «Технолог», в Петербурге и Ленобласти работает более 35 магазинов. «Они открывают новые точки в спальных районах», — отмечает Лачугин. Еще один конкурент «Реала» – петербургская сеть «Вкустер», которую в период пандемии начал развивать владелец брендов «Цветовик» и «Фантазия» Валерий Улаев. В период пандемии компания расширила цветочный бизнес до продуктовой сети в формате магазина шаговой доступности и сейчас, по данным сайта, под брендом «Вкустер» работает 45 магазинов.

«Не стоит забывать про фермерские форматы, которые также сейчас будут претендовать на помещения: сейчас для них наступает хорошее время, у них относительно недорогая продукция и интересный ассортимент. Люди туда идут», — говорит Лачугин.

В то же время генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков подчеркивает, что рынок продуктового ритейла в Петербурге уже насыщен. И самым главным его конкурентом становятся форматы E-Grocery. «Сейчас наращивают объемы сети «Самокат», «Яндекс. Лавка», Ozon fresh. Классические ритейлеры пытаются подстроить эту стратегию под себя, но они скорее наверстывают упущенное. Новые сервисы уже смогли захватить рынок. Как только они повысят эффективность за счет открытия дарксторов, вообще встанет вопрос, а нужны ли продовольственные магазины», — говорит он.

По оценке Федякова, в последние 10-15 лет в городе постоянно росло количество новых  продуктовых магазинов, но вскоре тенденция изменится на противоположную. Так, на рынке уже оказались не востребованы форматы мелкооптовой торговли продуктами и крупные продуктовые гипермаркеты. Один из примеров – закрытие в 2020 г. сети магазинов «Оптоклуб Ряды» после пяти лет развития сети.