Ленобласти добавят ветра

В регионе построят ветропарк за 7,3 млрд рублей
Ключевое преимущество проекта – возможность зафиксировать стоимость электроэнергии на долгий период /Freepik

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и генеральный директор ООО «Ветропарк» Игорь Брызгунов подписали соглашение о строительстве ветропарка «ВЭС Свирица» на территории региона. Компания вложит в проект 7,3 млрд руб. Планируемая мощность составляет 71,4 МВт, предполагаемая выработка – 260 000 МВт ч в год. «Мы хотим и дальше тиражировать «зеленые» проекты и альтернативную энергетику в Ленобласти», – заявил Дрозденко.

О планах построить ветропарк «ВЭС Свирица» было заявлено еще в 2017 г., в 2019 г. начались работы по переводу земель из категории сельскохозяйственных в промышленные. Как пояснил «Ведомостям» Брызгунов, проект затянулся потому, что ушло много времени на отвод земли, еще год потребовался на проведение орнитологических исследований.

Ветропарк будет состоять из 21 ветряной установки. Планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2024 г. По словам Брызгунова, по предварительным расчетам проект окупится через 7–8 лет.  «Конечно, Ленобласть – это энергопрофицитный регион, но именно «зеленой» энергии здесь немного. Поэтому мы сейчас занимаемся организацией сбыта и планируем занять часть этого рынка», – отметил он.

Брызгунов подчеркивает, что ключевое преимущество проекта – возможность зафиксировать стоимость электроэнергии на долгий период. «Мы предлагаем своим клиентам электроэнергию по фиксированной цене, которая сейчас составляет 4–5 рублей за кВт ч, на 15 лет, вне зависимости от текущих цен на розничном рынке», – прокомментировал он, добавив, что стоимость традиционной генерации, даже при условии субсидирования со стороны государства, через 4–5 лет может превысить стоимость ветрогенерации.

Также он уточнил, что на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), где цены ниже, но больше объемы реализуемой энергии, ветропарк пока выходить не планирует, однако не исключает такой возможности в перспективе. Брызгунов уверен, что политико-экономическая ситуация рано или поздно стабилизируется, и «зеленая» повестка в разрезе энергетики вновь выйдет на первый план. Компании, которые планируют свою работу на несколько лет вперед, это понимают, говорит он.

По словам аналитика «Фридом финанс» Владимира Чернова, в текущем году дополнительные объемы электроэнергии в регионе были бы не востребованы, так как на фоне ограничений область перестала экспортировать энергию. Однако ветропарк «ВЭС Свирица» планируется построить только к 2024 г., а к тому времени многие иностранные компании уже могут вернутся в Россию, объемы экспорта —  вырасти до прежних уровней, а внутреннее потребление также может увеличиться на фоне восстановления экономики и роста промышленного производства, полагает Чернов.

«Сейчас по сравнению с другими источниками генерации ветровая энергия стоит примерно в два раза дороже. Однако в ближайшие годы стоимость генерации на классических ТЭС (в частности на газе, если говорить о Ленобласти) может вырасти из-за повышения цен на энергоресурсы, необходимых для выработки электроэнергии. Учитывая, что ООО «Ветропарк» планирует заморозить отпускные цены на 15 лет после окончания строительства, т. е. до 2039 г., отпускная стоимость ветровой энергии станет конкурентоспособной даже по сравнению с другими источниками генерации», – считает Чернов.

Партнер Strategy Partners Алексей Волостнов считает, что в рыночной среде «зеленый» тариф может оказаться невостребованным, при том, что на текущий момент государственных механизмов, которые бы компенсировали разницу в цене, нет. Многие иностранные компании, заинтересованные в «зеленой» энергии, приостановили деятельность или покинули страну, экспортерам пришлось работать с другими рынками сбыта, в том числе и внутренним, где пока мало обращают внимание на происхождение энергии. По данным  Брызгунова, 100% построенных сегодня в России ветропарков опираются на поддержку рынка по механизму договоров поставки мощности, когда генерирующие компании обязуются построить новые мощности и обновить старые, а потребители – оплатить эти затраты посредством платежей за электроэнергию. В то же время ветропарк в Волховском районе строится для реализации энергии по прямым договорам компаниям, снижающим свой углеродный след.

По словам заместителя директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерия Дзюбенко, подобные проекты, не требующие ДПМ и иных нерыночных мер поддержки, – пока что большая редкость для России. Экономику проекта он считает излишне оптимистичной: должны найтись потребители, которые  готовы будут доплачивать за зеленую энергию примерно на 40% дороже текущей оптовой цены на  электроэнергию.

Цена электроэнергии, произведенной ветропарками в России, в ближайшие пять лет все еще будет оставаться выше, чем у традиционной энергии, говорит Волостнов. Учитывая эти факторы, эксперт полагает, что планы компании скорректируются в сторону увеличения срока реализации и окупаемости проекта, и в нынешних условиях ему может понадобиться дополнительная поддержка со стороны государства.  По мнению Чернова, так как ООО «Ветропарк» планирует заморозить цену на 15 лет, сроки окупаемости проекта в первую очередь будут зависеть от спроса на электроэнергию как на внутреннем, так и на внешних рынках.