«Теремок» проложит дорогу фудтракам

Сеть планирует разместить в Ленобласти 14 фудтраков, но для этого ей предстоит решить юридические проблемы
Новые заведения появятся в Выборге, Кингисеппе, Сосновом Бору, Волхове и Киришах /«Теремок»

Сеть ресторанов русской кухни «Теремок» в ближайшие пять лет планирует разместить в Ленинградской области 14 кафе на колесах. Всего в регионе планируется открыть около 29 заведений – 15 стационарных и 14 передвижных, соответствующее соглашение на полях ПМЭФ-2022 подписали губернатор региона и генеральный директор компании Виталий Свидовский. Инвестиции в новые проекты в Ленобласти составят 500 млн руб.

Новые заведения появятся во Всеволожске, Гатчине, Выборге, Кингисеппе, Сосновом Бору, Киришах, Мурино, Кировске, Волхове, Тосно, Сертолово и Янино. Как рассказал Свидовский «Ведомостям», фудтраки планируется ставить недалеко от новых стационарных ресторанов. В Ленобласти на данный момент работает шесть ресторанов, но пять из них находятся в агломерации Петербурга и только один — за ее пределами, в Гатчине на ул. Нахимова. Компания открыла его в прошлом году как пробный проект. Свидовский отметил, что первый выход на рынок Ленобласти был связан с опасениями из-за возможной разницы в доходах населения. Рассматривались варианты с изменением ценовой политики и упрощением дизайна, но от таких идей отказались. 

«Был достаточно большой риск. А вдруг все-таки уровень доходов там поменьше, вдруг жителями Ленинградской области не так будет воспринята наша продукция», — рассказал он.

Но нынешнее расширение столкнется с новыми проблемами. Одна из них связана с тем, что фудтраки не регулируются законодательством. На федеральном уровне до сих пор не принят специальный закон, который бы регулировал размещение кафе на колесах. По словам Свидовского, официально фудтраки в Ленинградской области сейчас можно размещать только в ярморочных зонах. Но он уверен, что губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поможет в создании нормативной базы для фудтраков, и «Теремок» станет пилотным проектом, за которым последуют и другие компании.

«Губернатор пообещал [решить вопрос]. Мы как ледокол, который пробивает лед для других проектов», — рассказал Свидовский.

Еще одна проблема, с которой столкнется сеть — увеличение расходов на управление, говорит гендиректор компании. Вырастут траты на логистику, а также на электроэнергию. В Ленобласти тарифы оказались выше, чем в Петербурге, на 30-40%.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что несмотря на все сложности, установка фудтраков окупится довольно быстро – за два года. Финансовый аналитик «Финама» Дмитрий Марков отметил, что ограниченная конкуренция в населенных пунктах Ленобласти не увеличит сроки возврата инвестиций, а уход западных сетей быстрого питания благоприятно скажется на развитии «Теремка» в регионе. При этом рост расходов по определенным показателям из-за отдаленности населенных пунктов будет компенсирован более низкой по сравнению с Петербургом арендой платой.

«С одной стороны, для отдалённых локаций логистика будет дороже. С другой, расходы на транспорт компенсирует более низкая стоимость аренды», — говорит он.

Генеральный директор INFOLine-аналитики Михаил Бурмистров тоже говорит, что особый интерес для развития отрасли сейчас представляют фудтраки, такая бизнес модель более гибкая и позволяет минимизировать риски.

«Что касается фудтраков, то это более гибкий формат, который позволит в принципе снизить риски, связанные с длительными сроками окупаемости, ошибок с локацией», — говорит Бурмистров. В то же время Марков подчеркивает, что для успешности проектов важно выбрать правильную локацию с максимальным платежеспособным трафиком и суметь получить все необходимые разрешения от местных властей.