«Игора драйв» выезжает на операционную прибыль

Но без «Формулы-1» вложения инвесторов в проект могут не окупиться, уверены эксперты
С момента открытия автодрома «Игора драйв» в октябре 2019 г. здесь работали только трассы для картингов и тренировочная для обычных водителей /Артем Гришков

На автодроме «Игора драйв», который в 2023 г. планировал принять Гран-при России «Формулы-1», 20 июля официально открыли новую конфигурацию шоссейно-кольцевой трассы. На ней и должна была проходить международная гонка. Благодаря новым возможностям автодром планирует выйти на операционную прибыль уже через два года.

Гран-при России «Формулы-1» проводится с 2014 г., все прошлые годы его принимал автодром в Сочи. Но летом прошлого года посетивший Санкт-Петербург генеральный директор «Формулы-1» Стефано Доменикали сообщил о предстоящем переносе гонки на трассу под Петербургом. По его словам, решение было принято после «интенсивной работы с российскими партнерами». Текущий контракт с «Формулой-1» был рассчитан до конца 2025 г. Ожидалось, что в 2022 г. гонка пройдет в Сочи, а «Игора драйв» примет Гран-при в 2023 и 2024 гг. Но после начала СВО на Украине «Формула-1» и ФИА объявили об отмене российского Гран-при в 2022 г., а потом и о полном разрыве контракта с «Росгонками» на проведение российского этапа.

Титульным спонсором Гран-при России, как и основным владельцем автодрома «Игора драйв», является банк ВТБ. В 2021 г. он нарастил свою долю в ООО «Игора драйв», и сейчас, по данным СПАРК, она составляет 40% (в 2020 г. была 15%). Объем инвестиций, вложенных в проект, не раскрывается. Известно лишь, что в 2020 г. ВТБ купил 15% компании за 2,8 млрд руб., таким образом, на тот момент ее стоимость оценивалась в 18,7 млрд руб., писал «Интерфакс».

Строительство автодрома «Игора драйв» завершилось в конце 2019 г. С марта 2020 г. автодром постепенно запускал все центры: картинг, трассу безопасного вождения, а в июле того же года прошли первые соревнования на шоссейно-кольцевой трассе. На открытии новой конфигурации шоссейно-кольцевой трассы генеральный проектировщик, известный российский гонщик Владимир Васильев заявил, что в этом году комплекс впервые будет проводить полный спектр гоночных мероприятий. В этом сезоне на новой трассе пройдут российская серия кольцевых гонок (РСКГ), Российская Дрифт Серия (RDS), чемпионат России Motoring по шоссейно-кольцевым мотогонкам, а также Russian Endurance Challenge (REC) — российские многочасовые автомобильные гонки на выносливость.

«В рамках развития «Игоры драйв» на каждом кусочке у нас будут проводиться некие мероприятия, из этого хотим получить прибыль», — рассказал Васильев. По его оценке, выход на операционную прибыль автодрома можно ожидать в течение двух лет. Генеральный директор АНО «Росгонки» Алексей Титов тоже считает, что увеличение числа проводимых мероприятий благоприятно скажется на финансовых показателях. «Надо смотреть не только на прибыль с первого года, но и проводить как можно больше мероприятий на как можно более широкую аудиторию, тем самым популяризируя и себя, и дисциплину, и развивая всесторонний интерес к объекту. Как только это произойдет, то и финансовые показатели сразу будут улучшаться», — прокомментировал Титов.

Пока что автодром показывает операционные убытки, которые каждый год растут. Если в 2019 г., в год запуска работы автодрома, убыток составлял 190 млн руб., то в 2021 г. – уже 978 млн руб. Выручка компании в прошлом году составила 184 млн руб. при себестоимости продаж 774 млн руб.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают потерю международных соревнований серьезным ударом для «Игоры драйв», который увеличит как сроки выхода на операционную прибыль, так и окупаемость проекта. Финансовый аналитик и автор стратегий автоследования «Финама» Дмитрий Марков напоминает, что для экономики проекта важен большой поток туристов и проведение спортивных соревнований международного уровня. При более благополучной международной ситуации сроки выхода на операционную рентабельность могли бы сократиться на треть. При этом окупаемость вложений ключевого инвестора из-за потери «Формулы-1» может превысить 10 и более лет. «В текущих условиях срок окупаемости — не менее 10 лет. Первоочередная задача для проекта сейчас — выйти на операционную рентабельность», — говорит эксперт.

Директор филиала «БКС мир инвестиций» Никита Демидов дает еще более неутешительный прогноз: вложенные инвестиции могут и вовсе не окупиться. Автоспорт в России остается непопулярным, а без международных турниров он теряет важный драйвер развития — спонсорство. До тех пор, пока международные концерны и соревнования мирового уровня не вернутся в страну, проект останется убыточным, уверен эксперт.

«Надо понимать, что все международные автодромы существуют в том числе за счет тестирования автомобилей, проведения платных мероприятий. У нас есть энтузиасты со спортивными автомобилями, но их не так много. Рассчитывать, что у нас пройдут в ближайшее время международные соревнования не приходится в связи с политикой зарубежных концернов. К сожалению, данный проект будет убыточным», — прокомментировал он.

Демидов отметил, что построенную инфраструктуру необходимо поддерживать на высоком уровне, так как ее создавали под высокие требования «Формулы-1». А это также требует немалых затрат. «Если в ближайшее время в автоспорте ничего не поменяется, не вернутся западные концерны, и, конечно же, не вернется «Формула-1», это останется дорогой имиджевой игрушкой», — уверен он.

По словам аналитика, у петербуржцев-автолюбителей есть альтернативный и более бюджетный вариант — трасса в Шушарах, но «Игора драйв» станет центром проведения чемпионатов России по авто- и мотогонкам, что все еще остается перспективным направлением. «У нас, у петербуржцев есть повод для гордости, что появилась такая трасса, которая способна принять «Формулу-1». Пока там будут проходить чемпионаты России. Да, это не привлечет так много зрителей, это не так популярно, но это работа на перспективу», — резюмировал эксперт.