Почетный консул Белиза стал владельцем петербургской буксирной компании

Она будет обслуживать суда в Балтийском и Баренцевом морях и сможет зарабатывать до 700  млн руб. в год
Буксир «Ньёрд» /www.alliance-sea.ru

Зарегистрированное в Москве ООО «Новая технологическая компания» (НТК) приобрело 70% долей петербургского ООО «Северные буксиры». Соответствующая запись в СПАРК датируется 22-м сентября. Бенефициаром НТК является кипрская Valna Holding Cyprus Limited почетного консула Белиза Христодулоса Василиадеса.

Остальные 30% «Северных буксиров» поровну распределены между предпринимателем Евгением Коневым и ООО «Альянс», крупной буксирной компанией, обслуживающей суда в российских портах Балтийского и Баренцева морей.

Кто такой Христодулос Василиадес

Христодулос Василиадес, по данным Госреестра Кипра, является бенефициаром кипрской компании Valna Holding Cyprus Limited. Василиадес также основатель и управляющий директор кипрской юридической компании Christodoulos G. Vassiliades & Co LLC. В опубликованной на сайте компании биографии сообщается, что с 1999 г. он является почетным консулом Белиза — крохотного островного государства в Карибском море. Через кипрскую Valna Василиадесу принадлежит 100% ООО «Новая технологическая компания»,  зарегистрированного в Москве в 2014 г. До сентября 2020 г. 100% долей в ООО принадлежали бывшему вице-президенту «Лукойла» Валерию Субботину, после чего перешли в собственность Valna Holding Cyprus Limited. По данным СПАРКа, НТК владеет долями в десятке компаний, большинство из которых зарегистрированы в Москве и специализируются на управлении недвижимостью. В Петербурге и Ленинградской области НТК, кроме «Северных буксиров», принадлежат 52% долей ООО «Русская буксирная компания». В Мурманской области у нее такая же доля в специализирующемся на нефтеперевалке ООО «ЛК «Волга». Выручка НТК от продаж за 2021 составила почти 400 млн руб.

«Северные буксиры» появились совсем недавно: компанию учредил «Альянс» в последних числах июля этого года. Конев в разговоре с «Ведомостями» не стал раскрывать планы новой компании, сославшись на то, что это «внутренний вопрос». Генеральный директор «Северных буксиров» Матвей Текучев и владелец «Альянса» Вячеслав Лобиков отказались от разговора с журналистом. «Ведомости» также направили запрос в принадлежащую Василиадесу юридическую компанию Christodoulos G. Vassiliades & Co LLC, но не получили ответа.

«Альянс» — один из самых крупных участников рынка буксировки среди зарегистриованных в Петербурге компаний этого профиля. У него восемь собственных судов — это буксиры и специализированные суда для нефтегазовой отрасли, в том числе, приспособленные для обслуживания шельфовой добычи углеводородов. Источник из бизнес-сообщества, близкий к компании, на условиях анонимности рассказал, что «Альянс» передает часть своего флота «Северным буксирам». Речь о двух судах норвежского производства 2016-го года постройки — «Ньёрд» и «Вейланд».

По словам источника, эти буксиры «Альянс» приобрел в 2016 г. за семь млн евро каждый для обслуживания танкеров у терминала «ЛК «Волга» в Кольском заливе (один из крупнейших рейдовых перегрузочных комплексов, Коневу принадлежат 48% долей, а контрольный пакет у компании Василиадеса). Сейчас «Ньёрд» и «Вейланд» работают в портах Высоцк и Мурманск соответственно и в скором времени перейдут в собственность «Северных буксиров», полагает источник. При текущих расценках на буксирные услуги они могут приносить компании до 700 млн руб. годовой выручки.

Исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области доктор экономических наук Алексей Фадеев считает, что любая компания, имеющая буксирный флот, в ближайшие десятилетия будет очень востребована. «Существование основного флота без вспомогательного невозможно. Подавляющее большинство танкеров ледового класса и ледоколов без буксира не сможет пришвартоваться — потому буксиры в России сейчас востребованы, как никогда — не получится освоить Арктику и судоходство по Северному морскому пути без их участия. Столь же важны буксиры для кораблей Военно-Морского флота», — говорит эксперт.

Совладелец судостроительного производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко констатирует низкую готовность российской судостроительной отрасли к изготовлению буксирного флота и как следствие дополнительные риски для буксирных компаний, особенно, вновь созданных. «Это обусловлено слабым судоходством многотоннажного флота во внутренних водах России, а также ограничением их возможного использования в территориальных водах из-за экологических требований со стороны надзорных служб других государств. К тому же, у нас нет производств «тягловых» дизелей, так что, вопрос строительства буксиров и узлов к ним на отечественных верфях остается проблематичным. С этим предстоит столкнуться любой буксирной компании, особенно новой — рано или поздно флот потребуется расширять, ремонтировать, и в условиях международных санкций это будет непросто, — говорит бизнесмен.