Петербургским брендам нашли место в городских ТРЦ

Смольный выделил на продвижение одежды и обуви местных дизайнеров в трех ТРК города 87,1 млн рублей
Город будет оплачивать аренду помещений, их полное оборудование и брендирование в единой стилистике до конца января 2023 г. /Freepik

Власти Санкт-Петербурга с 1 октября запустили проект «Петербургский дизайн», предусматривающий расположение в городских ТЦ местных брендов одежды, обуви и аксессуаров, сообщила пресс-служба Смольного. Согласно заявленной модели сотрудничества, власти оплачивают аренду торговых залов и привлекают торговые центры для продвижения петербургских дизайнеров. На реализацию программы Смольный в рамках госконтракта выделил из бюджета 87,1 млн руб., сообщили «Ведомостям» в пресс-службе городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.

Для проекта отобрали 100 первых участников. Сейчас их продукция представлена в трех торговых комплексах Санкт-Петербурга: ТРК «Питер радуга», «Лето» и «Континент» на Байконурской.

«Коллекции, модельный ряд и ассортимент магазинов будут пополняться и актуализироваться в процессе работы. В настоящий момент разместили свои коллекции, в частности, Catarina Nova, Dreamwhite, Tykva store, Noel Concept, Satin, Alezzy, Betop, Киношмот, Moods, Pro Питер, CardGo, La Divine», — рассказал «Ведомостям» председатель комитета Кирилл Соловейчик.

Город будет оплачивать аренду помещений, их полное оборудование и брендирование в единой стилистике до конца января 2023 г., а также работу персонала торговых выставочных пространств. В рамках госконтракта также предусмотрено маркетинговое сопровождение участников проекта.

«Дизайнеры смогут бесплатно продвигать свои бренды, участвовать в комплексе деловых мероприятий, направленных как на привлечение конечного потребителя, стимулирование сбыта, так и привлечение новых бизнес-партнеров. Деловая программа проекта будет формироваться посредством метода соучастного проектирования с дизайнерами и профильными общественными организациями, поэтому, безусловно, будет учитывать особенности целевой аудитории каждого бренда, специфику продукции и стратегии развития предпринимателей.», — рассказал Соловейчик.

Руководители нескольких отечественных компаний из fashion-индустрии и менеджеры торговых центров города рассказали «Ведомостям», что после закрытия магазинов иностранных ритейлеров наметился активный тренд на приход в ТРЦ российских и в частности петербургских продавцов одежды, работающих под собственными торговыми марками.

Магазины каких брендов остаются закрытыми

В настоящее время закрытыми на неопределенный срок остаются магазины Uniqlo, Adidas, Puma, Woman’s Secret, Декатлон и Ikea, а также магазины группы Inditex (Zara, Zara Home, Stradivarius, Bershka, Pull&Bear, Oysho, Massimo Dutti). Ряд брендов ушли с российского рынка, но оставил свои магазины, реализовав разные сценарии: магазины Mango будут работать по франшизе, L'Occitane, Макдоналдс, Starbucks, Reebok, Samsonite, Reserved, Cropp, Mohito, Sinsay, CCC сменили собственника и название бренда.

По оценкам компании Becar Asset Management, полностью освободившихся магазинов после ухода иностранных брендов в Петербурге не так уж много – всего около 3% от арендопригодной площади. Выехали из помещений такие марки как The Body Shop, Watsons, Victoria’s Secret, Coty, Hermes, Nike и др. Также H&M начал постепенно закрывать магазины и освобождать крупные площади. С учетом помещений, которые занимают магазины, пока лишь приостановившие работу на неопределенный срок, в среднем в ТРЦ города недоступны для посещения от от 3% до 16% площадей в зависимости от формата торгового объекта, подсчитали в Nikoliers. Напомним, что в марте-апреле, в пик приостановки работы иностранных ритейлеров, доля временно неработающих площадей доходила до 30%.

Директор ТРЦ «Охта Молл» Анна Ходош рассказала «Ведомостям», что расширение количества новых операторов происходит в том числе за счет молодых российских брендов, которые раньше не были представлены в ТЦ, а сейчас активно занимают площади. Среди таких примеров – открытие в Петербурге магазинов Buzina и Hochu Store.

В июне мультибрендовый магазин российских дизайнеров Slava открылся в ТК «Невский центр». Как рассказала изданию генеральный директор ТК Дарья Ветрова, в ноябре планируется открытие еще одного мультибрендового магазина. Она тоже отмечает, что в этом году активизировались арендаторы, которые представляют российских дизайнеров. Дизайнер петербургского бренда одежды  Catarina Nova Лидия Тур также говорит, что получает предложения от мультибрендовых магазинов, которые размещаются в ТЦ, однако открывать собственный бутик в торговом центре пока не считает нужным из-за нестабильности на рынке.

Как отмечает вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина, помимо новых российских дизайнеров освободившиеся помещения в ТРЦ занимают уже давно известные на рынке магазины премиальных и среднеценовых отечественных брендов (12 Storeez, Gate31, Charuel, Brusnikabrand), но они, по словам эксперта, не займут много площадей. «Бренды также осваивают новые направления, особенно в сегменте товаров для дома: например, «Ташир» запустил сеть Zebra Home, но пока только в Москве. «Эконика» купила долю молодого бренда 2Mood и планирует осваивать рынок одежды», — добавила Шарыгина.

По словам Ходош, сейчас поступают запросы на расширение от Lime и Melon Fashion Group. Ранее компания объявила о планах открыть около 250 магазинов по всей стране, в том числе в закрывшихся помещениях иностранных марок. Также эксперт прогнозирует, что будут развиваться мультибрендовые форматы – универмаги с дизайнерскими корнерами. Генеральный директор российской сети мультибрендовых магазинов детских товаров Yammy-Yammy Валентина Петрова рассказала «Ведомостям» о планах при наличии лояльных арендных ставок открыть в течение года около трех магазинов в петербургских ТЦ в связи с освобождением ниши, которую занимали детские отделы Zara и H&M.

В освободившихся помещениях могут размещаться не только бренды одежды, которые хотят расширить присутствие на рынке, но и нестандартные категории арендаторов. Так, отмечает Шарыгина, в ТЦ «РИО» запущен образовательный кластер для детей, также открываются детские школы по математике, информатике и английскому языку.

Ранее в Минпромторге в рамках поддержки торговли в регионах предложили размещать в ТЦ  не только спортивные секции и кружки, но и отделения «Почты России», а также МФЦ. Ветрова считает, что инициатива может позитивно сказаться на трафике, но необходимо, чтобы ставки по аренде были рыночными. Руководитель направления аренды коммерческой недвижимости ТВК «Гарден Сити» Наталия Козырева также считает, что мера поможет именно районным торговым комплексам, привлекая дополнительный поток людей.

Несмотря на спрос со стороны российских дизайнеров и сетей,  вакантность площадей в петербургских торговых центрах к концу 2022 г. может достигнуть 7%, а при развитии пессимистичного сценария – 10%, прогнозируют аналитики Knight Frank St.Petersburg. ТЦ продолжат  менять концепции торговых объектов, а бренды на фоне ухода международных операторов и снижения потока покупателей — развивать новые направления.