Петербургский завод Nissan ждет нового производственного партнера

Наиболее вероятным сценарием может стать запуск на площадке российского автопроизводства, например, кроссовера E-Neva
АвтоВАЗ возьмет на себя задачи по гарантийному и послепродажному обслуживанию автомобилей Nissan на российском рынке /info.avtovaz.ru

Исполнительный комитет Nissan одобрил продажу российских активов подведомственному Минпромторгу РФ ФГУП «НАМИ», сообщает пресс-служба ведомства. В частности, в государственную собственность перешли производственные и научно-исследовательские мощности в Санкт-Петербурге.

Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, в результате переговоров  удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места (около 2000 сотрудников).

Японская компания Nissan начала строить завод в поселке Парголово под Петербургом в 2006 г. Спустя три года был запущен выпуск автомобилей. Объем инвестиций в первую очередь строительства составил $200 млн и еще $167 млн было вложено в расширение площадки. Производственная мощность завода достигала 100 000 автомобилей в год: на площадке выпускали кроссоверы X-Trail, Murano и Qashqai. С 10 марта 2022 г. завод Nissan приостановил свою работу из-за задержек поставок комплектующих после введения антироссийских санкций, а позже было объявлено, что выпуск автомобилей останавливается до конца года. Компания списала убыток по своему бизнесу в России в прогнозе на следующий финансовый год, который заканчивается 31 марта 2023 г., но сохранила персонал в России в период простоя.

Источник «Ведомостей», близкий к сторонам сделки уточнил, что Nissan продал имущество НАМИ за один евро. По условиям сделки, «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» сохраняет за собой право выкупить свою долю в течение 6 лет. В случае возвращения японская компания выплатит до 180 млн евро в качестве компенсации инвестиций, из расчета по 30 млн евро в год.

В НАМИ не ответили на запрос «Ведомостей» о том, как компания планирует дальше использовать площадку в Петербурге. Сейчас организация занимается научной деятельностью, анализом и прогнозированием развития автоотрасли, разработкой новых технологий и техническим регулированием. В Минпромторге подчеркнули, что НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров и создавать совместные предприятия.

Пока что единственным партнером, который был назван, является АвтоВАЗ. В его пресс-службе «Ведомостям» сообщили, что компания возьмет на себя только задачи по гарантийному и послепродажному обслуживанию автомобилей Nissan на российском рынке. Для этого будет использован опыт с брендом Renault. Дилеры, которые продолжат работать с Nissan, подпишут соответствующее соглашение с АвтоВАЗом. Автокомпания возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов.

«В условиях растущего санкционного давления и существующих переменных АвтоВАЗ приложит максимум усилий для успешного и оперативного перевода под свое управление системы гарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей Nissan на российском рынке», — прокомментировал президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов.  

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев сомневается, что АвтоВАЗ заинтересуется петербургским заводом с точки зрения производства своих марок на этой площадке. «АвтоВАЗ просто не потянет, у них нет стратегии и людей, которые бы реализовали такой план», — отмечает он. Бургазлиев напомнил, что у компании сейчас есть другая болевая точка — автозавод Lada Ижевск. До недавнего времени на предприятии изготавливалась всего одна модель, Lada Vesta, однако в начале августа АвтоВАЗ объявил о переносе сборки в Тольятти. При этом «Lada Ижевск», штат которого насчитывает 3000 человек, простаивал с марта до конца августа. Сейчас на заводе остался только выпуск комплектующих для Vesta.

В то же время эксперты отмечают, что наиболее эффективным способом использования завода может стать запуск именно отечественного автопроизводства. Например, на заводе Nissan можно организовать выпуск гибридного автомобиля E-Nеva, который разработал «Алмаз-Антей», говорит Бургазлиев. «На заводе можно выпускать любые кроссоверы, включая электромобили, которые были анонсированы «Алмаз-Антеем». Это было бы выгодно для компании и руководства Санкт-Петербурга», — уверен он. В конце прошлого года «Алмаз-Антей» (производит системы противовоздушной обороны) анонсировал гражданский электрический кроссовер E-Neva, а в июле этого года на нижегородском «Заводе 70-летия Победы» автомобиль показали Мантурову.

Теоретически завод Nissan в Петербурге может заинтересовать китайских или индийских автопроизводителей, добавляет Бургазлиев. Производство можно не модернизировать еще 5-7 лет. «Если на федеральном уровне пригласили бы представителей индийского автопрома, показали бы активы, то можно было выслушать условия и вновь запустить выпуск 100 000 – 120 000 автомобилей: джипы, кроссоверы. При индийских ценах покупатели бы нашлись», — полагает Бургазлиев.

Но генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что иностранные компании опасаются вторичных санкций. Говорить о приходе российских инвесторов на площадку тоже пока рано, считает он: «Скорее, речь идет о том, чтобы сохранить производственные мощности и дальше разрабатывать новую стратегию развития автомобильной промышленности России на базе того, что мы получили фактически бесплатно».