«Теремок» столкнулся с трудностями при установке фудтраков

Компания планировала запустить 15 кафе на колесах, но власти Петербурга не пошли навстречу
Бюджет на покупку и установку одного фудтрака составляет около 5 млн руб. /«Теремок»

Сеть ресторанов русской кухни «Теремок» столкнулась со сложностями при установке фудтраков. Как рассказали в пресс-службе компании, в 2022-2023 гг. планировалось открыть 15 фудтраков, сейчас установлено шесть и готовится к запуску седьмой. Но дальнейшее развитие этого формата ограничено юридическими сложностями.

Все фудтраки «Теремка» сейчас размещены на территории частных арендодателей. На землях, принадлежащих городу, их размещение остается практически невозможным: власти готовы предоставлять возможность для размещения фудтраков только в рамках ярмарок. Но как рассказал журналистам гендиректор сети Виталий Свидовский, для нормальной окупаемости фудтракам необходима большая свобода для размещения, например, в парках, где нельзя устанавливать павильоны или киоски.

«Мы не видим в настоящее время поддержки города в развитии фудтраков, все они находятся на коммерческой аренде», — рассказал он.

Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты и участники рынка отмечают, что сейчас развитию мобильной торговли в Санкт-Петербурге и Ленобласти мешает неопределенный юридический статус фудтраков как на федеральном, так и на региональном уровнях. Они могут полноценно работать на законных основаниях только в формате фестивалей или на частной земле (например, вблизи ТЦ или гипермаркетов). По данным объединения предприятий общественного питания Resto GR, в Петербурге сейчас функционируют не более 100 транспортных средств, оборудованных как точки общепита. В основном они установлены на частных территориях, но проходимости на них недостаточно, чтобы удовлетворить запросы бизнеса.

По словам Свидовского, бюджет на покупку и установку одного фудтрака составляет около 5 млн руб. Чтобы окупиться, выручка такой торговой точки должна составлять не менее 1,5 млн в месяц. Для этого поток покупателей должен составлять не менее 10 000 человек в день, добавляет владелица фудтрака «Годзи покушал» Дарья Абросимова. По ее словам, сейчас у бизнеса нет доступа к городским локациям с постоянным потоком людей, поэтому фудтраки чаще всего работают на частных фестивалях и городских ярмарках. Заключение договора аренды с городом для участия в ярмарках — пока одна из немногих возможностей работы фудтраков на городских землях. Но, как отмечают предприниматели, к данному формату тоже есть претензии.

Аренда локации на фестивалях обходится довольно дорого – в среднем в 25 000 руб., говорит шеф-повар фудтрака «Белки и углеводы» Павел Тряпичкин. Но это средняя стоимость. На одном из последних фестивалей, в которых участвовал Тряпичкин, аренда за два дня составила 38 000 руб. По его словам, дневная выручка фудтрака на фестивале составляет около 150 000 руб., из которых нужно вычесть расходы, в том числе на аренду и зарплату. Кроме того, фестивали имеют привязку к сезонности, поэтому ряд фудтраков простаивает зимой.

Инициатива властей размещать на городских ярмарках торговые точки в едином стиле тоже негативно влияет на бизнес, поскольку каждый бренд имеет свою стилистическую концепцию, которая делает его привлекательным и узнаваемым для покупателя. Свидовский отмечает, что не все ярмарки по своей концепции соответствуют уровню бренда. Также есть проблемы с коммуникациями, например, не всегда хватает электричества или нет места для слива воды.

Исполнительный директор Resto GR Александр Ружинский подчеркивает, что для эффективной торговли фудтрак должен перемещаться по городу, поскольку трафик в определенных локациях меняется в течение дня. Для этого нужно наконец определить статус фудтраков и правила размещения. Он добавил, что решение могло бы быть найдено еще год назад на пике пандемии, которая стимулировала развитие данного формата, но до сих пор буксует на межведомственном этапе.

Сейчас размещение нестационарных торговых точек на городском уровне регулируется  законом Петербурга от 08.04.2015 г. № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов». Но как отмечает адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака Елена Менде, закон не в полной мере соответствует характеру бизнеса, связанного с работой фудтраков.

Законодательство Петербурга говорит о необходимости заключения договора аренды на конкретный земельный участок. Несмотря на то, что объекты торговли носят статус нестационарных, они могут быть размещены только в пределах определенного участка. «Это противоречит смыслу мобильной торговли или мобильных предприятий общественного питания. За последние пять лет было несколько попыток урегулировать данную сферу, в том числе на федеральном уровне, однако необходимое законодательство так и не было принято», — добавляет Менде. По ее мнению, сложность заключается в том, что проблема требует решений на федеральном уровне и новых подходов, которые не должны противоречить уже действующему законодательству.

Менде обращает внимание на опыт других стран, который можно было бы использовать и в России. Так, в ряде иностранных государств размещение фудтраков возможно в парках на основании «разрешения на торговлю на один день» и бесплатно – на местах для парковки определенной категории. Разрешенные места определены заранее. «Предприятия мобильного питания должны иметь соответствующую лицензию и вносить платежи в бюджет на этом основании, само размещение для них бесплатно, или плата является чисто символической», — привела в пример Менде один из возможных вариантов.