«Черкизово» сменит шведские фрикадельки на еду для автозаправок

Так производитель рассчитывает увеличить загрузку завода в Горелово, которая резко снизилась после ухода IKEA
Холдинг планирует увеличить поставки продукции для ритейла и кулинарий /Дарья Вараксина

Холдинг «Черкизово», который ранее приобрел у финской группы Atria завод «Пит-продукт» в Ленобласти и бизнес быстрого питания «Сибилла Рус» («ВкусON»), до конца 2022 г. планирует увеличить загрузку предприятия в Горелово почти в 2 раза.

Завода «Пит-продукт» в Горелово долгое время осуществлял фудсервис по производству фрикаделек для компании IKEA. Весной прошлого года «Черкизово» закрыл сделку по покупке «Пит-продукта» с площадками в Синявино и Горелово. Но по итогам 2021 г. завод произвел всего около 12 100 тонн продукции при максимальной годовой мощности в 33 600 тонн. После ухода IKEA общие объемы производства на заводе снизились еще больше, так как только на выпуск фрикаделек для IKEA приходилось от 25 до 40% всего объема продукции, рассказал «Ведомостям» директор завода «Пит-Продукт» в Горелово Игорь Орлов. Сейчас на производстве задействованы лишь 35% мощностей, но руководство холдинга рассчитывает довести загрузку до 65% уже к концу года.

По словам Орлова, чтобы компенсировать уход шведской компании, холдинг планирует, в том числе, увеличить поставки для ритейла и кулинарий. Так, производитель усилит поставки фрикаделек крупным продуктовым ритейлерам. Сейчас «Черкизово» уже производит их для кулинарий  «Ашана» и «Ленты», правда, рецептура отличается от той, которая использовалась для поставок в IKEA. В Ленте «Ведомостям» подтвердили, что планируют обсуждать с «Черкизово» расширение закупкки фрикаделек. В будущем производитель также планирует наладить их продажу в сети в Metrо. Как отметил директор по переработке «Пит-продукта» Мариуш Левоц, эта сеть магазинов поставляет фрикадельки для российских ресторанов, что дает дополнительные возможности.

Еще одно направление бизнеса, которое холдинг расширит для загрузки завода в Ленобласти -  производство еды для автозаправок в рамках развития бизнеса «ВкусON». Сделка по покупке «Сибилла Рус», который затем был переименован во «ВкусON», состоялась в мае текущего года. По условиям соглашения с Atria бренд Sibylla не вошел в сделку. Сейчас «Черкизово» производит для «ВкусON» сосиски, фрикадельки и наполнение бургеров для продажи в заведениях, работающих в формате shop in shop, в основном на АЗС. Речь идет о 4600 автозаправках в России и странах СНГ. Как отмечают в компании, до конца года количество точек должно вырасти до 5000. При этом бренд также планирует начать сотрудничество с крупными пекарнями.

По мнению генерального директора InfoLine Ивана Федякова, направление, связанное с поставками фрикаделек для российского ритейла, может оказаться для «Черкизово» не слишком перспективным, поскольку IKEA продавала эту продукцию по цене, близкой к себестоимости. Центр прибыли компании находился в сфере производства мебели, а ресторан был просто средством привлечения клиентов. Ритейл же предполагает другую бизнес-модель, в которой к конечному продукту прибавится маржинальность сети. В результате цена может оказаться в полтора-два раза выше, чем была в IKEA, говорит Федяков.

Доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Александр Родионов также считает, что проблема может быть связана с ценообразованием и привыканием к новому бренду, который заменил покупателю шведский. Но, по его мнению, модель может стать успешной, если начать с лояльной ценовой политики, постепенно поднимая стоимость.

В то же время Федяков уверен, что развитие бренда «ВкусON» окажется более перспективным и поможет компании выстроить полную цепочку от производства до конечного потребителя. «Это фактически самая крупная сеть быстрого питания внутри страны, которая насчитывает более 4 000 точек, в разы превышающая количество ресторанов KFC и «Вкусно и точка», — добавил Федяков.

Увеличение производства завода в Горелово также предполагается за счет дополнительных объемов выпуска ветчины  и сосисок. До конца года ожидается выпуск 440 тонн в месяц ветчины «Империя вкуса» и 650 тон в месяц новых сосисок. При этом предполагается увеличение доли нарезок, которая в настоящее время по весу составляет до 20% от выпускаемой продукции. Как отмечают в «Черкизово», рост спроса на упаковки по сравнению с покупкой батона колбасы связан с меньшей ценой разовой покупки, поскольку упаковка имеет меньший вес.

Но по наблюдениям Федякова спрос на продукты мясоперерабатывающего производства падает на фоне последовательного снижения доходов населения. Фактически растет потребление белого мяса, покупатели чаще отказываются от свинины, а колбасы твердого копчения переходят в премиальный сегмент.

Тем не менее, в «Черкизово» отмечают, что спрос на премиальные колбасы, которые производятся на втором заводе компании в Синявино, не падает. Объемы производства насчитывают 2 200 тонн колбасы и 28 000 свиных окороков в год, обеспечивая полную загрузку производства. Доля премиальных колбас компании  на рынке колбасных изделий СЗФО составляет 2,1% в стоимостном выражении (два года назад она была 1,4%), на рынке Санкт-Петербурга – 2,4% (1,6% двумя годами ранее), по данным NielsenIQ. Общая доля группы «Черкизово» на рынке колбасных изделий Санкт-Петербурга и СЗФО составляет около 10% в натуральном и в стоимостном выражении.