Речные круизы не доплыли до Петербурга

Без иностранных туристов пассажиропоток вряд ли вернется к допандемийному, считают участники рынка
Основными операторами, которые осуществляют межрегиональные речные круизы с заходами в Петербург, являются «Мостурфлот», «Созвездие», «Водоходъ» и др. /«Водоходъ»

Пассажиропоток на межрегиональных речных круизах в Петербурге в этом году увеличился по сравнению с прошлым годом на 31%, но оказался ниже допандемийного, сообщили «Ведомостям» в комитете Смольного.

За навигацию 2022 г. пассажиропоток межрегионального речного туризма в Петербурге (не включает прогулки по рекам и каналам) составил 156 975 человек. 79 500 человек прибыли в город на речных круизных судах, еще 77 475 человек отправились путешествовать на этих судах из Петербурга. Это на 17% меньше, чем в допандемийном 2019 г.

Основными операторами, которые осуществляют межрегиональные речные круизы с заходами в Петербург, являются «Мостурфлот», «Созвездие», «Водоходъ» и др. компании. Самые популярные маршруты длятся около недели. Среди популярных северных направлений — Ладожское и Онежское озера, Белое море. Популярные южные направления — Москва и города на Волге: Казань, Самара, Нижний Новгород и др.

Количество судозаходов в период навигации 2022 г. составило 406. Статистика показывает, что, несмотря на снятие этим летом пандемийных ограничений, хорошую погоду, которая держалась практически весь сезон, и традиционный статус Петербурга как столицы водного туризма, уровень развития круизов на речных судах был далек от возможного. Если говорить про последние 10 лет (сезоны 2012-2022 гг.), то пик спроса на межрегиональные речные круизы в Петербурге пришелся на 2013 г. — тогда пассажиропоток составил 229 137 человек. Текущий год показал спад в сравнении с пиковым на 31,5%.

Провал водного туризма ожидаемо пришелся на ковидный 2020 г., когда пассажиропоток межрегиональных речных круизов в Петербурге составил всего 45 144 человека, а количество судозаходов снизилось до 146. В 2021 г. ситуация улучшилась – было отмечено 119 791 прибывших и убывших пассажиров при 366 судозаходах. Но говорить о восстановлении турпотока даже до допандемийного уровня не приходится: в сезон 2019 г. он составил 189 788 человек — на 17% выше нынешнего.

Речные круизные суда швартуются в Петербурге в трех местах: это Соляной причал, Речной вокзал и Уткина заводь. Самые высокие показатели у Уткиной заводи – в этом году турпоток здесь составил 88 220 человек при 198 судозаходах. На втором месте Речной вокзал — 56 087 человек и 162 судозахода. Остальные водные туристы прибыли в Петербург и убыли из него от Соляного причала. Речной вокзал показал в этом сезоне самую высокую динамику по сравнению с 2020 и 2021 г., когда пассажиропоток там составлял 4 279 и 33 746 человек соответственно. Напомним, что в прошлом году решился спор за этот актив межу Смольным и ООО «Анхель», претендовавшим на получение причалов Речного вокзала в собственность. В конце прошлого лета Речной вокзал вернулся в собственность города и с тех пор находится в оперативном управлении Агентства внешнего транспорта (ведомство комитета по транспорту).

Как рассказали «Ведомостям» участники рынка, в среднем билет на речной круиз, включающий посещение Петербурга, стоит сегодня около 60 000 руб. на одного человека. По мнению генерального директора и совладельца ООО «Аква-Экскурс» Владимира Филиппова, именно дороговизна является причиной низких темпов роста пассажиропотока на речных круизах.

«Недельный водный тур из Дубая в Аман, Катар и Бахрейн стоит примерно те же 70 000 руб. на человека, что и речной тур, скажем, из Москвы в Петербург. Не будем обсуждать разные уровни сервиса — простое сопоставление уровней благосостояния граждан России и туристов, которые отдыхают в Объединенных Арабских Эмиратах, уже говорит о том, что перспективы развития внутреннего водного туризма у нас крайне сложные», — говорит Филиппова, подчеркивая, что основной турпоток в стране сегодня — это россияне. Он напомнил, что до пандемии классические туристические маршруты по воде пользовались высокой популярностью у китайских туристов, которые формировали  большой пассажиропоток. Они прибывали самолетом в Москву, затем водой в Петербург, откуда обратно отправлялись самолетом в Китай.

Совладелец ООО «Альбатрос» Аркадий Ильин считает, что основная проблема петербургских речных круизов сегодня — резкое сокращение иностранцев. «Внешнеполитическая ситуация кардинальным образом изменила состав пассажиропотока. Вместо иностранных туристов у нас теперь россияне с периферии, причем, очень много молодежи и жителей Подмосковья. К сожалению, кризис усугубляется, поэтому я думаю, что роста пассажиропотока в ближайшее время ждать не стоит», – считает он. Желающих путешествовать, может быть, и стало бы больше, но люди беднеют и в меньшей степени могут себе позволить тратить деньги на развлечения, добавляет Ильин. «Для меня позитивным прогнозом будет сохранение в следующую навигацию такого же туристического пассажиропотока, какой был в эту», — говорит предприниматель.

Совладелец и генеральный директор ООО «Драйвер» Дмитрий Беленовский тоже видит проблему в сокращении потока иностранных туристов. По его мнению, спад пассажиропотока водных круизов после 2013 г. был обусловлен ситуацией в Крыму в 2014 г. «С тех пор иностранцев стало меньше, во время пандемии все упало, а после начала спецоперации на Украине иностранцы ушли почти все. Вопрос сегодняшнего дня: сумеют ли российские туристы компенсировать иностранных? Однозначного ответа не вижу, потому что непонятно, как будут развиваться события в экономике в целом», — полагает бизнесмен.