Бизнес-группу Ильи Трабера покинул «вечный директор»

Бывший гендиректор ЛОЭСК, «Приморского УПК» и «Балтийского метанола» лишился всех активов в бизнесе миллиардера
В августе все доли Сизова в «Балтийском метаноле» перешли к другому партнеру Трабера /Freepik

Андрей Сизов — топ-менеджер и миноритарий всех крупных компаний миллиардера Ильи Трабера, включая портовые проекты, – полностью вышел из его бизнеса. Эксперты связывают перестановки в менеджменте с возможными проблемами строительства на Балтике новых портовых мощностей, с которыми мог столкнуться бизнесмен.

Андрей Сизов появился в бизнес-окружении Трабера в феврале 2019 г. Одним из его предыдущих мест работы был пост генерального директора в электросетевой компании «Ленэнерго», которого он лишился после организованной главным акционером – ПАО «Россети» — проверки ревизионной комиссии, она признала деятельность действующего топ-менеджмента неудовлетворительной.

Спустя три года после этого Сизов возглавил «Приморский УПК» — компанию, заявившую о планах строительства в Приморске морского терминального комплекса мощностью до 65 млн тонн в год, что сопоставимо с оборотом всего Большого порта Санкт-Петербург. Инвестиции в проект оценивались в 275 млрд руб. За четыре месяца до этого владельцем части компании стал сам Трабер (ранее «Приморский УПК» принадлежал его бизнес-партнерам).

В ноябре 2019 г. Сизову перешли 5% «Приморского УПК» — так называемый стимулирующий пакет, который позволяет топ-менеджеру крупной компании иметь личную заинтересованность в ее успехе. Но в начале 2022 г. Сизов покинул пост гендиректора, а в августе лишился и 5% долей в компании. Практически параллельно в марте этого года он также покинул занимаемое им с июля 2020 г. кресло генерального директора АО «ЛОЭСК» (второй после «Россети Ленэнерго» игрок на электросетевом рынке Ленобласти). 75,01% ЛОЭСК принадлежат ООО «Росток», в котором у Сизова с марта 2020 г. появилось 15,83% долей (пакет Трабера в «Ростоке» составляет 31,66%).

Однако в тот момент топ-менеджер не вышел из бизнеса Трабера, а просто перешел в его новый проект. Сизов стал руководителем компании в Усть-Луге, созданной для строительства комплекса по производству и морской перевалке метанола. В январе он возглавил ООО «Балтийский метанол», а в апреле стал владельцем 12,5% его долей. Как и в случае с «Приморским УПК», за несколько недель до назначения Сизова генеральным директором Трабер приобрел 83,33% долей «Балтийского метанола».

Но в августе все доли Сизова в «Балтийском метаноле» перешли к другому партнеру Трабера. 2 сентября в компании также сменился генеральный директор. Последней официальной связи с бизнесом Трабера – 15,83% долей «Ростока» —  Сизов лишился в конце осени: с 24 ноября они принадлежат другому партнеру, Владимиру Даниленко.

На момент выхода публикации «Ведомостям» не удалось получить комментарий Сизова о том, полностью ли он вышел из проектов известного петербургского бизнесмена, либо готовится возглавить его новую компанию. Опрошенные изданием эксперты говорят, что кадровые изменения в руководстве двух амбициозных портовых проектов могут быть связаны, в том числе и с общей ситуацией на рынке – падением грузооборота перевалочных мощностей на Северо-Западе и трудностями реализации новых портовых проектов в условиях санкций.

На сайте «Приморского УПК» сообщается, что порт должен быть введен в эксплуатацию в 2023 г. Но последняя официальная информация о проекте датируется июнем. В официальном пресс-релизе говорилось о подписании в рамках Петербургского международного экономического форума договора поставки российского зерна через будущий терминал. При этом ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью 5 млн т с возможностью увеличения до 10 млн т в год ожидается только в 2025 г. В пресс-службе компании не смогли оперативно ответить на запрос издания о том, на какой стадии сейчас находится строительство, как международные санкции повлияли на проект и будут ли сдвинуты сроки ввода в эксплуатацию.

О ходе строительства метанолового комплекса в Усть-Луге также мало что известно. Соглашение между «дочкой» «Балтийского метанола»  — «Балтийской газохимической компанией», российским фондом прямых инвестиций, японской компанией Marubeni Corporation и компанией «Инваста капитал»  о строительстве в Усть-Луге завода по производству метанола и морского терминала было подписано на Петербургском международном экономическом форуме еще в 2018 г. Завод должен был заработать в 2023 г., его заявленная мощность — 1,7 млн т метанола в год, а объем инвестиций — $1,5 млрд. Но по данным базы СПАРК, в 2020-2021 гг. у «Балтийской газохимической компании» отсутствовали как доходы, так и расходы.

Директор специализирующегося на проектировании морских портов и гидротехнических сооружений петербургского АО «ГТ Морстрой» Леонид Тозик допускает, что проекты в порту Приморска и в Усть-Луге могли быть поставлены на паузу из-за сложной экономической ситуации.

«Что касается «Приморского УПК», по моим сведениям, проект не особо развивается из-за международной обстановки. На Северо-Западе сейчас много морских терминалов не загружены, по-моему, гораздо актуальнее загрузить их, чем строить новые, тем более, с таким размахом, как планируется в Приморске», — полагает эксперт. Он также выражает сомнение, что проект «Балтийской газохимической компании» по производству метанола будет реализован: «Насколько я знаю, такие комплексы никто не строит, хотя проектов заявлено довольно много».

Отметим, что о планах по строительству комплексов по производству и морской перевалке метанола в Ленинградской области заявляли еще две компании: группа «Еврохим» в Усть-Луге (мощность 2,5 млн т в год, инвестиции — 132 млрд руб.) и ООО «Газ-Синтез» в Высоцке (1 млн т в год и $1,5 млрд инвестиций).

В то же время владелец ООО «Нефтегазэнергострой» (компания участвовала в строительстве терминалов для ООО «Ультрамар» в Усть-Луге) Алексей Черноок, напротив, полагает, что строительство портовых мощностей на российском побережье Балтийского моря сохраняет перспективность. Но если проекты столкнулись с проблемами – это как раз может быть связано с вопросами менеджмента, а не с глобальными экономическими тенденциями.

«Через порты Балтики грузят и будут грузить уголь, минеральные удобрения, зерно, и от этого никуда не деться. Сейчас говорят о радикальном изменении логистических цепочек, но я думаю, что это ненадолго. Пройдет несколько лет, и европейские порты для наших судов откроются. Тем более, что на Балтику возвращается морская торговля азиатских стран СНГ», — говорит Черноок. Он уверен в реализации всех заявленных портовых проектов Трабера.