Суд арестовал активы связанной с семьей петербургского бизнес-омбудсмена компании
Спор касается договора 30-летней давности и может закончиться изъятием акций и имущества в пользу государства, говорят юристыАрбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по требованию Генеральной прокуратуры РФ наложил арест на акции и имущество одной из стивидорных компаний, работающих в порту Санкт-Петербурга – АО «Коммерческий центр, транспорт и лес». КЦТЛ был основан в 1994 г., часть компании принадлежит ООО «Леверидж», которым, по данным СПАРКа, на 100% владеет петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов. Руководит компанией Юлия Александровна Абросимова, пост заместителя генерального директора по развитию занимает Дарья Александровна Абросимова.
Выручка от продаж КЦТЛ за прошлый год составила 908 млн рублей. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2021 г. КЦТЛ погрузил на суда 257 000 т грузов — это примерно 0,5% годового оборота Большого порта Санкт-Петербург, где работает компания.
По определению суда от 22 ноября, опубликованном на портале «Электронное правосудие», арестованы все акции, движимое и недвижимое имущество КЦТЛ, также наложен запрет на любые действия с ними, принятие любых решений о выплате дивидендов и вознаграждений членам совета директоров.
Иск Генеральной прокуратуры РФ Арбитражный суд зарегистрировал 18 ноября. Как следует из документов, высший надзорный орган требует признать недействительным генеральный договор «об образовании и деятельности холдинговой группы», который КЦТЛ заключил с АО «Северная верфь» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») в ноябре 1994 г. Суть договора и его последствия в опубликованных материалах дела не раскрываются. По данным СПАРКа, КЦТЛ и «Северная верфь» зарегистрированы в ЕГРЮЛ в марте и апреле 1994 года соответственно – за несколько месяцев до подписания договора, который привлек внимание Генпрокуратуры. Генпрокуратура инициировала принятие обеспечительных мер до начала слушания дела по существу, в результате чего и был наложен арест.
В своем иске Генпрокуратура требует «восстановить положения, существовавшие до нарушения права Российской Федерации в виде обязания… списать акции с лицевых счетов» всех тех, кому они сегодня принадлежат. Всем владельцам акций КЦТЛ в рамках процесса присвоен статус ответчиков — это в том числе три кипрские компании, а также ООО «Леверидж» (имеет 6687 акций КЦТЛ), которым владеет Абросимов в лице управляющей компании «Маленькое счастье». Само ООО «Маленькое счастье», имеющее 407 акций КЦТЛ, также попало в список ответчиков по делу. В этом же списке Юлия Абросимова (владеет 345 акциями) и Дарья Абросимова (90 акций).
Дарья Абросимова в телефонном разговоре с «Ведомостями» сказала, что пока не готова комментировать происшедшее. Сам Александр Абросимов сообщил, что «не готов комментировать этот вопрос ни как государственный служащий, ни как частное лицо». В «Северной верфи» отказались от комментариев: представитель компании мотивировал отказ тем, что предприятие не является стороной по данному делу. Слушание дела по существу арбитраж начнет в конце января 2023 года.
По мнению партнера юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Романа Макарова, претензии прокуратуры могут быть связаны с истребованием государственного имущества из незаконного владения. «В 2014 г. в Арбитражном процессуальном кодексе появилась норма, которая позволяет прокурору обратиться с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения. Это довольно популярная категория споров сегодня. Нельзя сказать, что статистика полностью на стороне государства, ведь ответчики указывают на пропуск срока исковой давности и законность перехода права собственности в частные руки», — говорит юрист, добавляя, что спор касается ситуации 30-летней давности.
По словам партнера юридической компании «Дювернуа лигал» Александра Арбузова, Арбитражный суд в данном случае поступил правильно, вынеся определение об обеспечительных мерах. «Непринятие таких мер в случае удовлетворения иска может привести к причинению значительного ущерба интересам Российской Федерации. Иск касается владения бизнесом, а потому логично, что истец просит на время его рассмотрения не только арестовать акции, чтобы предотвратить их возможное отчуждение или обременение, но также запретить выплаты корпоративного характера», — говорит юрист.
В то же время он подчеркивает, что ситуация с арестом имущества выглядит не так однозначно. Деятельность КЦТЛ связана с хранением и складированием грузов, и запрет на распоряжение движимым имуществом, а также отдельных распорядительных действий в отношении недвижимости может затруднить обычную хозяйственную деятельность. «Возможно, что какие-то виды материальных активов стоило бы изъять из-под запрета», — считает эксперт.