Петербургский бренд косметики «Леврана» запустит производство в Сербии

Компания готова вложить 20 млн руб. и релоцировать в Европу часть персонала, чтобы не потерять доступ к сырью из ЕС
На арендованной площадке будут выпускать продукцию под собственными брендами /Freepik

Петербургский производитель натуральной косметики «Леврана» планирует в начале 2023 г. запустить выпуск своей продукции в Сербии. Об этом в рамках форума «Труд и занятость 2022» сообщил основатель компании Леонид Леврана.

По его словам, решение открыть производственную площадку в Европе связано с запретом на транзит российской продукции, включая косметическую, по территории ЕС. «Часть сырья мы никогда сюда уже больше не завезем, а это сырье необходимо, чтобы выпускать часть продукции. И если поставки сырья будут прекращены, нам придется оттуда сюда завозить уже готовую продукцию», — рассказал бизнесмен, но затруднился назвать мощности нового производства.

Объем инвестиций в аренду производственных помещений, поставку оборудования и запуск линий составит не более 20 млн руб. Оборудование будет завезено из РФ: это будут линии розлива собственной сборки, которые компания производит в Санкт-Петербурге. «В феврале—марте мы уже начнем там что-то производить. Пока мы готовимся к запуску, просчитываем, где будем брать упаковку, этикетки, коробки», — рассказал основатель бизнеса.

Чем занимается «Леврана»

ООО «Леврана» было зарегистрировано в сентябре 2014 г. В компании работает более 200 человек. В 2021 г. доходы составили 933 млн руб., чистая прибыль – 68,5 млн руб. Компания выпускает продукцию семи собственных брендов: косметику для ухода за кожей и волосами, средства из растительных ингредиентов для уборки дома, косметику для домашних животных, органические продукты питания и др.

На арендованной площадке будут выпускать продукцию под собственными брендами. Сейчас компания занимается созданием в Сербии юридического лица. Часть штата для него будет релоцирована из России. «Часть сотрудников готова поехать вахтовым методом, чтобы обучить местных работников, а затем вернуться. Но кто-то останется на постоянной основе», — уточнил Леврана.

Сейчас компания выпускает продукцию в Петербурге на арендованных площадках, мощность производства – около 2 млн упаковок в месяц. Но, как подчеркнул Леврана, от планов строительства собственного завода в Петербурге он отказываться не собирается. Летом прошлого года компания объявила о намерении перевести свои мощности с арендных площадей на новый собственный завод, который будет построен в особой экономической зоне «Санкт-Петербург». Общая стоимость проекта оценивалась в 1,2 млрд руб. Предприятие планировалось возвести в два этапа: ввести первую очередь в эксплуатацию в III квартале 2023 г., вторую — в IV квартале 2026 г. и к середине 2027 г. вывести производство на полную мощность, писал «Коммерсантъ СПб».

«В июне следующего года мы начнем активную стройку и запустим завод в 2024 г. сразу на площади 21 500 кв. м», — рассказал Леврана.

Управляющий по корпоративному и брокерскому бизнесу петербургского филиала «БКС мир инвестиций» Никита Демидов говорит, что модель открытия представительства или даже перенос части бизнеса в Сербию получает все большее распространение у российских компаний, которые планируют продолжать бизнес с Европой. «В Сербии деловой климат для наших компаний достаточно либерален, легко реализовать также релокацию сотрудников», — поясняет он. 

Объем инвестиций в 20 млн рублей эксперт считает вполне приемлемым, чтобы опробовать новое направление и диверсифицировать страновые риски. Таким образом, модель торговли через Сербию может оказаться удобной и целесообразной для косметического бизнеса, уверен аналитик.

Но проекту компании могут грозить и существенные риски, подчеркивает он. «Из основных рисков можно отметить возможность изменения отношений к российским компаниям в Сербии. Если власти Сербии, под давлением европейских соседей, вынужденно ужесточат правила работы для российского бизнеса, то большая часть инвестиций будет потеряна», — считает Демидов.

Кроме того, непонятно пока позиционирование продукции в европейских торговых сетях: сможет ли «Леврана» продавать его под российскими брендами или придется регистрировать новые. Если товар пойдет на рынок под новым сербским брендом, то это не будет гарантировать сбыт, резюмировал эксперт.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов говорит, что риски внешнего давления на компанию можно минимизировать, если выделить все подразделения бизнеса из российского юрлица и зарегистрировать новое юрлицо в компетенции юрисдикции другой страны: «Такая модель в текущий период времени может оказаться жизнеспособной, что уже доказали некоторые российские компании». Эксперт напомнил, что в текущем году уже разделили бизнес на российский и международный множество компаний из ИТ-сектора, например Softline, сейчас происходит разделение компании «Яндекс».