В 2022 г. выручка отелей Петербурга из-за оттока иностранцев упала на 20%
В гостиницах остановились 5,3 млн гостей, доля зарубежных туристов составила всего 5,4%По предварительным итогам почти полного 2022 г. количество туристов, которые останавливались в коллективных средствах размещения Петербурга, составило 5,3 млн человек (при общем турпотоке в 8,08 млн человек). Такие данные содержатся в аналитическом отчете «Турбарометр Санкт-Петербурга 2022», которые привела член экспертного совета Российского союза туриндустрии Юлия Кислова. Это на 17% больше, чем в 2021 г., когда количество размещений составило 4,53 млн, но на 13% меньше, чем в 2019 г. (6,1 млн). При этом на фоне последствий пандемии и геополитики структура размещений с точки зрения географии гостей изменилась: в текущем году в отелях остановились всего 290 000 иностранцев, то есть 5,4%. В 2021 г. их доля составляла 7%, а в допандемийном 2019 г. – 37%.
Участники рынка отмечают, что, несмотря на постепенное восстановление турпотока, которое произошло за счет российских туристов, обороты отелей снижаются в среднем на 20% (от допандемийного уровня) из-за потери платежеспособных иностранных гостей. По данным «Турбарометра», средний чек российского туриста за одну поездку в Петербург составляет 39 700 руб., 18,3% приходится на проживание (7300 руб.). Гость из ближнего зарубежья в среднем тратит 64 500 руб., из них на размещение уходит 13,2%, то есть 8500 руб. Средний чек туриста из дальнего зарубежья составляет 113 500 руб., а на отель приходится 13,5% (15 300 руб.).
Среди российских туристов, которые в текущем году посетили Петербург, наибольшая доля (36%) приходится на граждан с доходами от 20 000 до 40 000 руб. на одного члена семьи. У гостей из дальнего зарубежья уровень платежеспособности существенно выше: более трети приходится на туристов с доходами от 100 000 до 200 000 на человека.
Вице-президент Российской гостиничной ассоциации и директор филиала по Петербургу и Ленобласти Алексей Мусакин отмечает, что российские туристы в настоящее время приносят около 70-80% от выручки, которую раньше обеспечивали зарубежные гости. Рентабельность падает на фоне роста цен на продукты и коммунальные платежи, а цены на проживание существенно не растут (по его оценкам, средняя цена проживания в петербургском отеле составляет 6000 руб. за сутки).
Руководитель «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по СЗФО, отельер Алена Енова рассказала изданию, что, по ее наблюдениям, в текущем году затраты гостиничного бизнеса увеличились на 30%, в том числе за счет повышения зарплат персоналу. Также с уходом из России Booking выросла комиссия других сервисов бронирования, с которыми в настоящее время работают отельеры. Енова уточнила, что сейчас она может достигать 25% (плюс НДС), а ранее – 18%. При этом потеря гостей из-за рубежа сужает возможности заработка на дополнительных позициях, включая продажу сувенирной продукции, экскурсионные предложения и снек-бар. «У российских туристов объем дополнительных позиций зачастую составляет до 20% от самого размещения, а у зарубежных может достигать 100%», – отметила она.
Генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктория Шамликашвили добавляет, что на ситуацию повлияла не только потеря иностранных гостей, но и частичный отъезд платежеспособного российского населения в 2022 г. Другим фактором является оживление мирового туризма по мере снятия коронавирусных ограничений: «Мир постепенно открывается, российский платежеспособный спрос также будет пользоваться этой возможностью, несмотря на то, что поездки за границу дороже путешествия в Петербург».
По данным «Турбарометра» на 2022 г., номерной фонд Петербурга насчитывает 51 290 номеров. По сравнению с 2021 г. их количество увеличилось на 10,6%. С начала года в Петербурге были введены в эксплуатацию семь отелей с номерным фондом 1568 номеров. По словам Кисловой, уход ряда международных гостиничных брендов (Sokos Hotels, Kempinski, Best Western Plus, Marriott International, InterContinental Hotels Group, Four Seasons Hotels and Resorts) не оказал значимого негативного влияния на гостиничный бизнес. Средняя загрузка петербургских отелей в течение года составила 60-65%. Участники рынка отмечают, что конкуренция в отрасли остается высокой.
По оценкам Шамликашвили, в 2023 г. петербургские отельеры столкнутся с необходимостью привлекать туристов за счет соотношения высокого качества и «сверхлояльных» цен, что создаст дополнительную нагрузку на гостиничный бизнес. Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы в разговоре с изданием выразил точку зрения, что отток иностранных гостей в большей степени скажется на среднем сегменте (три-четыре звезды). В премиальном секторе, по его наблюдениям, уже присутствует рост, поскольку ряд граждан с высоким уровнем платежеспособности оказался под санкциями, также есть госслужащие, которым не рекомендовано выезжать за границу. Собеседник «Ведомостей» уточнил, что после слабого с точки зрении загрузки октября (на фоне объявления частичной мобилизации в конце сентября) последовал динамичный ноябрь. Теймурханлы назвал его рекордным с точки зрения загрузки за последние 20 лет.
«Сегмент класса люкс уже столкнулся с необычной картиной: сейчас в Петербург приезжают обеспеченные российские туристы, которые раньше отдыхали в Монако и Ницце, ранее они приезжали в город в основном раз в год, во время ПМЭФ», – добавил он. Мусакин также прогнозирует, что конкуренция в сегменте три-четыре звезды в следующем году будет только увеличиваться.
Тем не менее опрошенные изданием представители отрасли уточняют, что в 2023 г. ситуация способна скорректироваться. Мусакин отмечает, что приток иностранных гостей можно частично обеспечить за счет граждан Индии, но при условии равномерной загрузки, которая потребует организации деловых мероприятий, так как обычные туристы, вероятно, будут посещать Петербург только в пик сезона. Теймурханлы считает, что массовый туризм и заполнение бюджетного и частично среднего сегмента могут обеспечить граждане Китая, если страна снимет коронавирусные ограничения. Приток возможен также из арабских стран, которые могут провести жаркий сезон в Петербурге, но возможности зависят от логистики (наличия доступных прямых авиарейсов) и геополитической повестки, которая воздействует на эмоциональный фон иностранных туристов, добавил он.
Шамликашвили отмечает, что отрасли в будущем необходимо осуществлять качественное постоянное продвижение и позиционирование как внутри страны, так и за ее пределами, и не только в дружественных странах: «Важно, чтобы город не ушел с орбиты иностранного туризма», — добавила она.