«АвтоВАЗ» намерен запустить завод Nissan в Петербурге при помощи китайских партнеров
Планы могут столкнуться с низким спросом и неготовностью поставщиков работать на небольшие объемыВо второй половине 2023 г. бывший завод Nissan в Петербурге, который перейдет под управление российского концерна «АвтоВАЗ», начнет выпуск автомобилей под брендом Lada, сообщил 21 декабря президент «АвтоВАЗА» Максим Соколов. На начальном этапе планируется наладить крупноузловую (так называемую «отверточную») сборку, при которой на предприятие поставляются готовые комплектующие, зачастую уже в виде крупных узлов. В будущем, как отметил Соколов, локализация производства должна достичь уровня бывшего завода Nissan (1500 баллов по классификации Минпромторга). Он не назвал точные сроки локализации, но обозначил их как «короткие».
Относительно потребительских свойств автомобилей, которые будут выпускаться на бывшем заводе Nissan, Соколов уточнил только, что это будут современные, качественные машины с высокими стандартами безопасности. Они будут производиться в сегменте, не конкурирующем с продукцией «АвтоВАЗа», то есть в линейке Lada появятся автомобили более высоких сегментов.
Завод Nissan в Петербурге приостановил работу с марта на фоне геополитических событий. В октябре исполнительный комитет Nissan одобрил продажу 100% своих активов в России ФГУП НАМИ, которое подведомственно Минпромторгу. Для Nissan предусмотрен опцион на обратный выкуп российских активов в течение шести лет с компенсацией инвестиций ФГУПа. Инвестиции не должны превышать 180 млн евро. Сообщалось, что управлять бывшим заводом Nissan будет «АвтоВАЗ».
По словам главы «АвтоВАЗа», завод будет выпускать автомобили частично из китайских комплектующих: «Мы вели переговоры со многими производителями в Южно-Азиатском регионе, но наибольшего прогресса достигли с китайскими производителями. Это может быть не одна компания. Как только будут подписаны меморандумы, мы представим их общественности», – добавил он, не называя имена компаний-партнеров. Ранее «Ведомости» сообщали, что одним из рассматриваемых партнеров из КНР является автоконцерн FAW.
В пресс-службе «АвтоВАЗа» «Ведомостям» уточнили, что на заводе планируется производство автомобилей китайской модели, но под отечественным логотипом Lada. Вначале уровень локализации будет небольшим, затем доля отечественных компонентов должна увеличиваться.
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев в разговоре с изданием отметил, что речь, вероятно, идет о концепции White label, когда одна компания разрабатывает немарочную продукцию, а другая может продавать ее под своим брендом. Что касается последующей локализации, то уровень в 1500 баллов, который был на заводе Nissan, автоэксперт называет достижимым, но считает, что на реализацию уйдет не менее полутора лет. По его словам, поставщикам комплектующих может быть невыгодно инвестировать в производство, если объем выпуска таких автомобилей не будет массовым. Ранее производственная мощность завода Nissan составляла 100 000 машин в год. Бургазлиев добавляет, что многое будет зависеть от самой модели атво и ее позиционирования.
Генеральный директор «INFOLine-аналитики» Михаил Бурмистров также считает, что в настоящее время выражен спрос на запчасти для уже производимой импортной техники, но остается вопросом, насколько поставщики будут заинтересованы в производстве комплектующих для новых моделей. Он выразил мнение, что китайские компании не заинтересованы в локализации производства своих моделей в РФ, если можно поставлять готовые комплектующие для «отверточной» сборки. Фактически такой подход сейчас реализуется на Московском автозаводе «Москвич» (бывший «Renault Россия»), который начал серийную крупноузловую сборку автомобилей, их технические характеристики полностью повторяют китайский кроссовер JAC JS4. Согласно плану к 2023 г. будет собрано 50 000 таких машин крупноузловым методом.
Кроме того, на готовности поставщиков к сотрудничеству может негативно отразиться общее падение спроса на авотомобили. По данным «Автостат инфо», объем продаж новых легковых автомобилей в Петербурге в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего снизился на 61% – с 70 454 до 27 439 единиц. Эксперты отмечают, что спрос на китайские автомобили под отечественным брендом остается под вопросом, учитывая, что это будет более дорогой сегмент, чем продукция «АвтоВАЗа». Бургазлиев уточняет, что концерн производит продукцию в сегменте до 2 млн руб. в рознице. По его предположениям, условный аналог Nissan Qashqai, произведенный на возобновившем работу заводе по китайской модели, может стоить от 2 млн руб., а аналог Nissan X-Trail – от 3 млн руб.
«Сейчас есть дефицит машин по конкретным ценам, а то, что предлагается на рынке, зачастую не комфортно для потребителя с точки зрения стоимости», — добавляет Бурмистров.