Ювелиры увеличили продажи после ухода иностранных конкурентов

Покупательская активность в ювелирных магазинах Петербурга выросла по сравнению с 2021 г. на 25-30%
Средний чек покупки по рынку вырос на 16%, что выше годовой инфляции почти на 4%. При этом в сети средняя сумма покупки выросла на 7% /Freepik

Объемы продаж крупнейших сетевых ювелирных магазинов в Петербурге в этом году по сравнению с 2021 г. в денежном выражении выросли на 25-28%. Такие данные «Ведомостям» сообщили два крупных игрока рынка — Sokolov и «Русские самоцветы». Сеть «Бронницкий ювелир» также зафиксировала в Петербурге рост продаж по отношению к прошлому году, однако в компании не раскрыли точные показатели.

Заместитель директора «Русские самоцветы» Дмитрий Мазанников рассказал, что в этом году на ювелирном рынке Санкт-Петербурга высвободились ниши после ухода европейских компаний, поэтому отечественные магазины активно занимали пустующие локации и за счет этого увеличивали объемы продаж в течение года. Так, компания Pandora приостановила сотрудничество с Россией и Беларусью, а вслед за ней Tiffany, Swarovski и Cartier.

Если в начале года после событий февраля трафик покупателей уменьшился, то летом он начал восстанавливаться, а к концу года, по данным Мазанникова, превысил показатели предыдущего года на 25-30%. В канун Нового года, когда сетевые магазины традиционно фиксируют рост потребительской активности, объем продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года тоже вырос на 20%, отметил он.

«Ювелирные украшения — часть культурного кода, базовое решение для подарка, помолвки, свадьбы и других праздников. Экономические кризисы, скорее, оказывают влияние на переключение спроса из золотого сегмента в серебряный», — подчеркнул директор розничной сети Sokolov Вячеслав Корнилов.

В частности, интерес петербуржцев вырос благодаря дополнительным финансовым инструментам: бонусы, баллы за совершенные покупки, а также кешбэк и выгодные варианты рассрочек, подчеркнул директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*Золотой» Андрей Шляев. «Одно из наших последних исследований показало, что клиенты в коммуникациях с брендом хотят получать больше индивидуальных скидок, купонов со специальными условиями, больше информации об акциях», — сказал собеседник «Ведомостей».

Коммерческий директор «Бронницкий ювелир» Алексей Кабаков рассказал, что в этом году в магазинах Петербурга цены на ювелирные украшения выросли в пределах инфляции. Корнилов объясняет это тем, что ювелиры работают с местным сырьем. Металлы — золото, серебро и платина — добываются в России. А именно на изделия из золота, как правило, приходится основная доля выручки – 65-70%. Крупные бриллианты в украшениях тоже чаще всего российские, драгоценные камни мелкой огранки — из Индии, фианиты — из Китая.

«В этом отношении ничего не изменилось. Расходные материалы у нас тоже российские или китайские. Западное оборудование есть только у некоторых крупных производителей, но вопрос поставки запчастей для них уже решен обходными путями или китайскими аналогами — с небольшим ростом сроков поставок и цен», — отметил Корнилов.

Ситуация на бирже в этом году в целом тоже не привела к серьезному росту себестоимости украшений. Цена за унцию золота уменьшилась с $2000 в начале марта до $1800 – к началу лета.

Корнилов отметил, что за год средний чек покупки по рынку вырос на 16%, что выше годовой инфляции почти на 4%. При этом в сети средняя сумма покупки выросла на 7%.

В то же время производители отмечают существенные изменения в спросе. «Рынок в последние годы становится все более демократичным из-за тренда на серебро. Доля серебряных изделий в продажах достигает 80% — это бюджетные украшения на каждый день. Средний чек в этом сегменте — 1500—2000 руб.», — говорит Корнилов.

Что касается золотых украшений, то их приверженцы, напротив, стали увеличивать траты и отдавать предпочтение классическим изделиям более высокого ценового сегмента с бриллиантами и другими драгоценными камнями. «Именно на них вырос спрос в 2022 г.  – плюс 11,3% к 2021 г. В то время как недорогие украшения (например, с фианитами), наоборот, не показали высоких продаж, вопреки прогнозам», — рассказал Шляев.

На 2023 г. производители ювелирной продукции смотрят сдержанно-положительно. Так, компания Sokolov планирует увеличить долю на рынке Петербурга с 16-17% до 25% в ближайшие несколько лет. Увеличение количества своих магазинов планируют и «Русские самоцветы».

Одной из причин расширения крупных ювелирных сетей может стать в том числе и «каннибализация» маленьких ювелирных магазинов, считает Кабаков. Он напомнил, что с 2023 г. производители и продавцы ювелирных изделий перейдут с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общую систему налогообложения (ОСНО). Последствия такого перехода будут зависеть от мер поддержки, которые предоставят малому бизнесу. «Если они справятся, то никакого поглощения не будет. В противном случае часть производств закроется, которые находились на низкой окупаемости. При этом емкость рынка высвободится», — подчеркнул Кабаков.