Новогодний отдых в отелях Петербурга в этом году подорожал на 15%
Но рост цен не позволил отельерам нарастить доходы из-за увеличения затратСредняя загрузка в отелях Петербурга за прошедший новогодний сезон 2022–2023 гг. с 30 декабря по 8 января составила 65%, по предварительным данным компании Hotel Advisors (есть в распоряжении «Ведомостей»). Пик загрузки пришелся на 3 и 4 января, тогда гостиницы были заполнены на 86 и 89%, соответственно. В саму новогоднюю ночь загрузка составила 64%, что на 10% больше, чем в прошлом году. Но в среднем количество размещений за 10 дней по сравнению с прошлыми праздниками незначительно выросло – на 1,6%.
За год средняя стоимость размещения, по данным аналитиков, увеличилась на 15%. В статистику Hotel Advisors входят отели «три», «четыре» и «пять звезд». В новогоднюю ночь и пиковые даты цена номера находилась на уровне от 6300 до 6700 руб., но например, в Рождество суточное размещение стоило около 4750 руб.
Опрошенные изданием участники рынка отмечают, что в сегменте «три звезды» средняя стоимость номера в праздничные дни составляла 3500–4000 руб., в гостинице «четыре звезды» – около 4000–5000 руб. В текущем году, несмотря на рост загрузки, выручка осталась примерно на уровне прошлого года, а доходность снизилась на фоне увеличения затрат. На сложившейся ситуации также сказалось отсутствие иностранных туристов и сокращение глубины бронирования, которое повлияло на ценообразование.
По словам вице-президента Российской гостиничной ассоциации и директора филиала по Петербургу и Ленобласти Алексея Мусакина, в текущем году рынок оказался неустойчивым с точки зрения формирования цен: «Экономкласс был вынужден поднимать стоимость, так как его рентабельность ниже, чем у отелей «четыре звезды» и выше. Последние могли не поднимать цены, так как ранее тарифы были ориентированы на иностранных туристов, а в этом сезоне их практически не было». В результате «три звезды» могли по стоимости приближаться к сегменту выше, добавил он. Также он уточнил, что из-за низкой глубины бронирования цены были подвержены колебаниям – при выходе на высокую загрузку отельеры могли поднимать стоимость.
По наблюдениям руководителя «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по СЗФО Алены Еновой, отельеры в текущем году использовали разные стратегии ценообразования: некоторые не поднимали цены, чтобы удержать гостей, другие повышали стоимость, но в таком случае уровень загрузки снижался. При этом средний чек новогоднего размещения упал на 15% за счет дополнительных опций, которые раньше чаще заказывали иностранцы. В частности, клиенты стали отказываться от возможности улучшить категорию номера за дополнительную плату.
Заместитель генерального директора гостиницы «1913 год» Елена Карепинь добавляет, что по сравнению с допандемийным годом средний чек упал до 20%, но в текущем году туристы стали чаще посещать ресторан при отеле, так как гости нередко приезжали большими семьями. Генеральный директор гостиницы «Адмиралтейская» Ольга Киселева отмечает, что туристы стали заказывать меньше экскурсий, что также повлияло на чек, но в этом новогоднем сезоне увеличилась длительность пребывания с 2 до 3,5 дней. По ее словам, выручка в текущем году несколько превысила показатели прошлого сезона, но доходность «в лучшем случае» останется на том же уровне, несмотря на повышение цен на 12%. Мусакин добавляет, что затраты в текущем году увеличились примерно на 25%. «Если в 2019 г. рентабельность составляла 20-25%., то сейчас 5-15%», — уточнил он.
Опрошенные изданием участники рынка отмечают, что текущая ситуация будет вынуждать отельеров экономить на ремонте гостиниц, который необходимо проводить каждые 5-7 лет. При этом текущему году предшествовала пандемия, соответственно, планы по обновлению номерного фонда откладывались еще с 2020 г.