Открытия новых магазинов и ресторанов в центре Петербурга за год снизились на треть
Несмотря на освобождение площадей после ухода иностранных компаний, эксперты не ожидают бума новых открытий и в 2023 г.В прошлом году в центре Санкт-Петербурга открылись 113 новых точек стрит-ритейла, это на 30,6% меньше, чем в 2021 г., подсчитали аналитики консалтинговой компании Nikoliers. Статистика включает объекты на пяти ключевых торговых улицах города: Невском и Староневском проспектах, Конюшенной улице и улице Рубинштейна, а также на Большом проспекте Петроградской стороны.
В общем объеме новых открытий ушедшего года на центральных улицах Петербурга наибольшая доля (42%) пришлась на общепит. В городе открылись 47 новых баров и ресторанов. 17% составили магазины одежды и обуви (19 торговых точек). Примечательно, что в прошлом году открылись 17 табачных магазинов, хотя раньше их не было ни на одной из пяти улиц. Увеличилось и количество сувенирных лавок, несмотря на то, что в 2022 г. доля иностранных туристов, которые чаще покупают такую продукцию, составила всего 4% из общего турпотока. За 2022 г. в городе открылось семь новых сувенирных лавок против трех в 2021 г.
В 2022 г. на пяти центральных торговых коридорах закрылись 105 точек стрит-ритейла, это на 10% меньше, чем в 2021 г. К концу декабря доля свободных площадей составила 8,9%.
Опрошенные изданием эксперты прогнозируют, что в текущем году акцент в стрит-ритейле на центральных улицах будет смещаться в сторону бюджетного и среднего сегментов, а также переориентации торговли на внутренний турпоток.
Одним из ключевых факторов, повлиявших на стрит-ритейл в центре Петербурга, стала приостановка работы зарубежных компаний и брендов. С марта 27 магазинов на пяти центральных улицах города закрылись, но к концу декабря 11 точек возобновили работу под старыми или новыми вывесками, шесть помещений освободились. 10 бутиков, в основном люксовых, остаются временно закрытыми и не расторгают действующие договоры аренды. Среди вновь открытых в 2022 г. в центре города магазинов одежды основная доля пришлась на небольшие российские бренды (например, Mia Monica, MoonShine, Dreamwhite и Nude Story).
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что трансформация рынка стрит-ритейла в 2023 г. продолжится. Так, часть монобрендовых бутиков в текущем году могут заменить на мультибрендовые магазины. Соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерьянова добавляет, что такие проекты логично формировать при поддержке региональных властей по аналогии с «Петербургским дизайном», предусматривающим размещение коллекций местных дизайнеров в трех ТЦ за счет города. «Локация в центре важна с точки зрения привлечения туристического потока», — уточнила она.
Председатель комитета по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов Екатерина Гресс также прогнозирует открытие в центре города новых магазинов российских брендов. Она добавляет, что зарубежный масс-маркет (Zara, H&M и др.) тоже начинал знакомство с местными покупателями с отдельных флагманских магазинов: «Рентабельность могла быть ниже, но это вопрос позиционирования. Возможно, некоторые российские бренды будут использовать эту стратегию, но не массово».
Тем не менее опрошенные эксперты не видят предпосылок для большого количества открытия новых торговых точек на центральных улицах города в 2023 г. По словам Валерьяновой, продажи одежды в декабре 2022 г. в годовом выражении упали на 20%. Гресс добавляет, что сейчас развиваются дизайнерские магазины, но массово заменить ушедшие бренды пока нечем.
В сфере общепита, на которую в прошлом году пришлась наибольшая доля новых открытых объектов, эксперты тоже не видят объективных предпосылок для резкого роста торговых точек.
Тем не менее директор департамента исследований рынка компании Maris Алена Волобуева отмечает, что например, Большой проспект П.С. в текущих условиях все чаще привлекает рестораны, хотя долгие годы формировал имидж «fashion-зоны». Генеральный управляющий ресторанов Арама Мнацаканова Александр Батушанский считает, что ситуация на рынке общепита не благоприятствует открытию проектов, хотя предприниматели активно инвестируют деньги в рестораны, но зачастую в силу «иллюзии легкости бизнеса». Самый большой рост количества свободных площадей из пяти торговых коридоров, по исследованию Nikoliers (с 2,5% до 6,2%) был на улице Рубинштейна. В частности, закрылись заведения Vice City, RS20 и Crazy Wine.
Даже снижение арендных ставок не привлекает бизнесменов. Партнер «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников отмечает, что ставки за 1 кв. м на улице Рубинштейна упали с 7000 руб. в 2018 г. до 2500–3500 руб. сейчас. «Пока непонятно, будут ли открываться новые объекты. Рестораны находятся в состоянии неопределенности», — подчеркнул он. Волобуева добавляет, что в городе произошел колоссальный отток платежеспособного клиентского спроса питейных заведений, причем высокого ценового сегмента, либо данный спрос перешел в категорию неплатежеспособного.
Оценивая тенденции развития стрит-ритейла, эксперты прогнозируют, что часть торговых зон могут сменить концепцию. Ступников отмечает, что смена концепций уже наблюдается, так в последнее время в центре стали открываться магазины, рассчитанные на массовые недорогие покупки. Например, продающие мармелад. Эксперт связывает тенденцию с тем, что закупки в подобном сегменте недорогие, а рентабельность — высокая. Наметившийся тренд на открытие сувенирных лавок он также считает логичным: «Эти лавки несколько отличаются от тех, что открывались до 2022 г. Товарные матрицы были переориентированы на внутреннего туриста».