Падение продаж новых автомобилей в Петербурге по итогам 2022 г. превысило 60%

Рост продаж китайских брендов не спас рынок от обвала. В 2023 г. он восстановится лишь на 30-40%, считают эксперты
В прошлом году наиболее популярными машинами у петербуржцев стали Lada Granta и Lada Niva /info.avtovaz.ru

По итогам 2022 г. в Санкт-Петербурге было продано 35 895 новых легковых автомобилей, что на 60,7% ниже, чем в 2021 г. — 91 376 машин. Об этом в ответ на запрос «Ведомостей» сообщили в пресс-службе «Автостат инфо».

Рынок новых автомобилей просел и по отношению к 2020 г. Тогда в Санкт-Петербурге фиксировали снижение продаж, но показатель по итогам года составил свыше 86 200 новых легковых автомобилей, такие данные приводили эксперты агентства «Автостат».

По данным «Автостат инфо», в прошлом году наиболее популярными машинами у петербуржцев стали Lada Granta, Haval Jolion, Hyundai Creta, Lada Niva, Cherry Tiggo 7 Pro и т. д. Такие автомобили, как Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Skoda Rapid показали резкое снижение и продавались в среднем по 1000 единиц за каждую модель, в то время как в 2021 г. продажи составляли от 2968 до 4013 единиц данных машин.

Рынок новых автомобилей в Санкт-Петербурге просел сразу по нескольким причинам, напомнил аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов. Это связано с уходом из России целого ряда иностранных производителей и приостановкой сборки автомобилей на фоне дефицита поставок запчастей, что спровоцировало дефицит и резкий рост цен на новые машины. По его данным, их стоимость в прошлом году выросла от 20 до 40%, вместе с этим увеличились расходы на техническое обслуживание и комплектующие.

Свою роль сыграла общая экономическая неопределенность «шокового» 2022 г., уверен эксперт. «Из-за снижения реальных доходов и экономической неопределенности население стало выбирать более экономичные варианты моделей авто», — рассказал Чернов.

Проблемы на рынке новых авто привели и к снижению продаж подержанных машин. Так, если в 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество перерегистраций б/у автомобилей выросло на 21% до 178 892, то в 2022 г. по сравнению с 2021 г. оно сократилось на 4,7% до 170 413. Автовладельцы не спешили избавляться от старых машин, понимая, что не смогут купить новые.

В сегменте подержанных авто лидерами продаж в Петербурге в 2022 г. остались западные и южнокорейские марки. На первом месте — Volkswagen Polo, затем Ford Focus, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Octavia и Renault Logan. Продажи этих автомобилей в 2022 г. снизились, но незначительно. При этом в топ-15 популярных марок нет ни одной позиции отечественных или китайских производителей.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отметил, что рынок подержанных автомобилей оказался более стабильным и консервативным. Он отметил, что петербуржцы могли выбрать востребованные модели с пробегом прошлых лет на фоне отсутствия альтернатив на рынке, особенно в весенний период, когда западные компании объявили о своем уходе с рынка. «Падение рынка новых авто как раз поспособствовало стабильности рынка машин с пробегом», — добавил эксперт.

По мнению Чернова, в 2023 г. полного восстановления рынка продаж новых автомобилей в Санкт-Петербурге не ожидается. Сохранится низкая конкуренция, высокие цены на новые машины и их дефицит. Он подчеркнул, что рост продаж китайских автомобилей также существенно не повлияет на ситуацию, так как марки из Поднебесной не предлагают варианты экономкласса, которые стали востребованы после ухода западных, южнокорейских и японских производителей. Этот сегмент все еще пустует. Даже если такие машины начнут завозить в Россию, в частности, в Петербург, они будут проигрывать конкуренцию отечественному производителю.

«Параллельный импорт также в течение одного года вряд ли сможет нарастить необходимые рынку объемы, и опять же вопрос в увеличении стоимости доставки не позволит восстановиться рынку в течение 2023 г.», — добавил эксперт, подчеркнув, что петербуржцы продолжат ориентироваться на рынок подержанных автомобилей.

Партнер Strategy Partners Анатолий Грек тоже считает, что продажи новых автомобилей в 2023 г. могут восстановиться по сравнению с 2022 г. на 30–40% благодаря росту предложения со стороны отечественных и китайских автопроизводителей. «В настоящий момент растет количество предложений новых китайских автомобилей, количество дилерских центров китайских брендов, «АвтоВАЗ» планирует выйти на значительные обьемы производства. В целом прогноз на 2023 г.: восстановление предложения, и как следствие – восстановление продаж новых авто на 30–40%», — прокомментировал эксперт.