Действие инвестиционного налогового вычета расширят на новые отрасли

Помимо железнодорожного транспорта и обрабатывающих производств поддержать хотят логистику и телекоммуникации
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в марте 2022 г. снизился в 2 раза, а по итогам 9 месяцев спад составил 40% /Морской порт Санкт-Петербург

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга 17 января приняли в первом чтении законопроект о предоставлении инвестиционного налогового вычета (ИНВ) для компаний ряда сфер: логистики, телекоммуникаций и всех обрабатывающих производств. Сейчас подобный вид поддержки уже распространяется на часть предприятий обрабатывающей промышленности и железнодорожный транспорт. Однако во время обсуждения депутаты предложили еще больше расширить сферу применения ИНВ и добавить в этот список таксопарки, производителей микроэлектроники и другие пострадавшие от санкций предприятия.

Согласно пояснительной записке к законопроекту ИНВ позволяет снизить ставку по налогу на прибыль до 3-5% (сейчас стандартная ставка составляет 20%). Ожидается, что это позволит поддержать те отрасли экономики города, которые столкнулись с негативным влиянием антироссийских санкций. Одна из наиболее пострадавших – сфера логистики. Представитель губернатора в заксобрании Константин Сухенко отметил, что грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в марте 2022 г. снизился в 2 раза, а по итогам 9 месяцев спад составил 40%.

По оценке Сухенко, объем выпадающих доходов из бюджета Петербурга от введения ИНВ для новых отраслей составит порядка 1,4 млрд руб. в год. Однако власти оценивают это как объективные потери, которые необходимы, чтобы предприятия стабильно работали.

Напомним, что ИНВ как мера поддержки предприятий промышленности и сферы железнодорожного транспорта работает в городе с 2020 г. и будет действовать до 2028 г. Льготой уже пользуются РЖД. Как сообщали в компании, вычет позволит реинвестировать экономию по налогу на прибыль в производство.

Принятый в первом чтении законопроект предлагает для разных отраслей различные меры поддержки. Так, компании из сферы транспортной обработки грузов смогут реинвестировать ИНВ на расходы, связанные с созданием и приобретением машин, оборудования, зданий и сооружений. Для компаний из сферы обрабатывающих производств возможно использование льготы для вложения в здания и сооружения, для компаний в сфере телекоммуникаций — на создание и приобретение оборудования.

«Новые льготы должны уменьшить налоговую нагрузку на предприятия и создать дополнительные возможности для развития процессов импортозамещения в Петербурге», — прокомментировал в своем telegram-канале вице-губернатор Валерий Москаленко.

Однако сами депутаты считают, что даже с учетом дополнительного перечня отраслей для применения ИНВ в него попадут далеко не все пострадавшие от санкции предприятия. Поэтому список надо расширить. В ходе парламентского заседания депутат Александр Рассудов предложил расширить действие ИНВ на автомобильные грузовые перевозки и такси. «Им нужно перестраивать все логистические маршруты, они лишены запчастей, не могут пополнить автопарк, который состоял из европейских моделей. Еще хотел бы обратить внимание на сферу такси, такая же проблема: проблема с заменой автопарка и запчастей. Уже в ближайшее время эти услуги подорожают где-то на 30% из-за издержек», — сказал он.

Также Рассудов заявил о необходимости поддержать те компании, которые занимаются производством оборудования для телекоммуникаций и в целом расширить налоговые преференции для ИТ-сектора.

Идею расширения действия ИНВ поддержал депутат Дмитрий Панов. По его мнению, налоговые преференции необходимо распространить на компании, которые занимаются микроэлектроникой.

Доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко отметил, что законодательная инициатива по расширению действия ИНВ может свидетельствовать о положительном опыте его применения с 2020 г. По его мнению, власти Петербурга рассчитывают увеличить инвестиционный спрос в экономике города и стимулировать рост валового регионального продукта. «В среднесрочной перспективе это может способствовать расширению и развитию материальной базы региональной экономики, повысить ее устойчивость к внешним шокам», — прокомментировал эксперт.

По действующему закону за счет предоставленных льгот компании могут компенсировать до 90% в части регионального налога на расходы по приобретению и модернизации основных средств и до 10% инвестиций по федеральному налогу, рассказал аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов. Он уточнил, что новый механизм работы ИНВ может стать более «мягким», но для его эффективности необходимо разрешать компаниям списывать до 80% инвестиций в модернизации и покупку оборудования. «Благодаря этому компании из представленных отраслей смогут закупать новое оборудование по выросшим ценам, модернизировать и увеличивать производственные мощности», — рассказал собеседник «Ведомостей».

По мнению Чернова, среди предложенных депутатами вариантов по расширению действия ИНВ лишними стали агрегаторы такси, так как возросшие расходы они перекладывают на конечных потребителей. Обратная ситуация в сфере грузовых автоперевозок, им льгота нужна для модернизации парка, а отрасль имеет «стратегически важное значение» из-за перераспределения логистических цепочек не только по региону, но и по всей России, уточнил эксперт.