Треть гостиничного фонда Петербурга лишилась международных брендов

Полноценно оценить, как повлиял на рынок уход иностранных компаний, можно будет через 2–4 года
Основная волна смены иностранных брендов на петербургском гостиничном рынке произошла в 2022 г. /Freepik

Количество номеров под управлением иностранных операторов на гостиничном рынке Санкт-Петербурга с 2019 по 2022 г. сократилось на 32%, подсчитали аналитики Nikoliers. Если в 2019 г. под управлением международных операторов в городе находилось около 9900 номеров, то к началу 2023 г. их осталось 6700. Общий качественный номерной фонд гостиниц города (3, 4 и 5 звезд) сейчас составляет около 26 300 единиц. Таким образом, под управлением международных операторов остается еще четверть номеров.

Основная волна смены иностранных брендов на петербургском гостиничном рынке произошла в 2022 г. После ухода группы InterContinental Hotels Group сменили названия два отеля сети Crowne Plaza, три отеля Holiday Inn и апарт-отель бренда Staybridge Suites. Из РФ также ушла финская компания S-Group, управлявшая брендом Sokos. Две ее гостиницы в Северной столице были переименованы в Palace Bridge Hotel и Vasilievsky Hotel.

Один из отелей американского оператора Marriott International из-за смены владельца был переименован еще в 2021 г. и стал River Palace Hotel. Но в 2022 г. к нему присоединились Cort Inn St-Petersburg Hotel & Conference center (бывший Courtyard by Marriott St. Petersburg Center) и Renartiss Isaakiy St.Petersburg Hotel (бывший Marriott Renaissance St. Petersburg Baltic Hotel). А гостиница немецкой международной сети Kempinski Hotels стала называться «Гранд отель Мойка 22».

По оценке Nikoliers, после завершения сделки по продаже местных гостиниц норвежской Wenaas Hotel Russia AS российской АФК «Система» (управляет группой Cosmos Hotel Group) номерной фонд международных отелей в городе уменьшится еще на 43%. Напомним, что российской группе перейдут шесть петербургских отелей: Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya, Park Inn by Radisson Pulkovskaya, Park Inn by Radisson Nevsky, Park Inn By Radisson Pulkovo, Radisson Blu Royal Hotel и Olympia Garden Hotel. Но в ближайшие годы гостиницы останутся с международными названиями в рамках текущих договоров с Radisson Hotel Group, подчеркнули в Nikoliers.

В то же время на рынке Петербурга остаются гостиницы, которыми по-прежнему управляют иностранные операторы. Это отели под брендами французской Accor и китайской Radisson, два отеля американской Hilton Worldwide – Hilton Saint Petersburg Expoforum и Hampton by Hilton Saint Petersburg ExpoForum, а также Grand Hotel Europe (международная компания Belmond), «Астория» и «Англетер» (британская Rocco Forte), Lotte Hotel St. Petersburg (южнокорейская Lotte Hotels & Resorts).

Опрошенные «Ведомостями» эксперты и отельеры отмечают, что пока смена брендов и управляющих компаний кардинально не отразилась на гостиничном рынке города: в целом по итогам 2022 г. он показал рост как по загрузке в целом, так и по доходности от одного номера.

По данным Hotel Advisors, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. средняя цена одной ночи в гостиничном номере города (ADR, без учета апарт-отелей) выросла на 8,2% до 4872 руб., загрузка номерного фонда (OCC) в среднем увеличилась с 54% в 2021 г. до 59,2% в 2022 г., а выручка от продаж за номерной фонд (RevPAR) выросла на 18,6% до 2884 руб. за единицу.

В то же время отдельные показатели бывших сетевых отелей, которые лишились международных брендов, оказались немного хуже, чем у тех, которые все еще остаются под управлением иностранных компаний. Так, по данным  Hotel Advisors, у сетевых отелей в 2022 г. загрузка выросла на 6,6%, у бывших иностранных – упала на 2,6%. «Сетевики» показали доходность с номерного фонда выше на 8%, лишившиеся международных брендов – только на 1,5%.

Как рассказал «Ведомостям» генеральный менеджер отеля Cort Inn St-Petersburg Hotel (бывший Courtyard by Marriott St. Petersburg Center) Руслан Сичинава, в моменте (после ухода иностранной управляющей компании) отель действительно потерял поток клиентов. Это было связано с отказом от общесетевой системы бронирования номеров в марте–апреле 2022 г. Но после отстройки новых каналов продаж гостиница смогла выйти на докризисный уровень и по итогам 2022 г. сохранила показатели на уровне 2021 г. «Мы по-прежнему сохраняем постоянных клиентов», – подчеркнул Сичинава.

По мнению главы представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Санкт-Петербурге Александра Маркова, на снижение отдельных показателей отелей, сменивших названия, повлиял в большей степени не этот факт, а изменение турпотока. «Международные бренды были в большей степени ориентированы на интернациональных гостей, на людей из-за рубежа. Международный бренд позволял иностранцам выбирать привычные отели и качество сервиса в любой стране. А этот поток гостей практически исчез», – подчеркнул Марков, добавив, что из-за снижения числа иностранных туристов и роста внутреннего туризма произошла смена «портрета» гостя. И в этой ситуации выиграли те, кто смог перестроиться на прием семей с детьми вместо бизнес-туристов.

В то же время руководитель Hotel Advisors Сергей Данильченко уверен, что пока рано делать выводы о том, насколько уход иностранных брендов и управляющих компаний повлиял на отток посетителей из этих отелей. «Сейчас еще слишком рано говорить об этом. Если не считать смену систем бронирования и потерю международных каналов продаж, сам уход брендов еще не успел существенно повлиять на ситуацию. Мы это увидим только в перспективе 2-4 лет», – уверен эксперт. За этот период отелям предстоит не только перестроить внутренние каналы продаж, но и «продвинуть» свой новый бренд на рынке, сохранив при этом качество предоставляемых услуг.

Марков не ждет, что после ухода иностранных брендов их бывшие российские отели снизят уровень предоставляемых услуг, так как практически во всех гостиницах остался работать прежний менеджмент. Однако сервис может измениться из-за ухода и смены иностранных поставщиков, которые раньше снабжали отели средствами гигиены, бельем, посудой и другими расходными материалами. «Сейчас многим приходится переходить на новых поставщиков, перестраивать логистику, тестировать новую продукцию. Поэтому мы видим изменения в сервисе даже в отелях высокой ценовой категории: кто-то экономит, кто-то выдает зубную щетку и тапочки по запросу и т. д.».

Заместитель директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Евгения Тучкова считает, что уход иностранных компаний открывает пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков. «Российские отельеры обучались и развивались на базе знаний международных операторов, поэтому в нынешней ситуации у девелоперов появляется «окно возможностей» для создания новых качественных гостиничных сетей. Многие российские компании заинтересованы в увеличении своего номерного фонда, и сейчас они могут пополнить свои портфели объектами, которые уже хорошо известны на гостиничном рынке», – считает Тучкова. Она не исключила приход на петербургский рынок азиатских отельеров (в Москве в сентябре 2022 г. уже открылся первый отель китайской сети Soluxe — Soluxe Hotel Moscow).