«Яндекс Лавка» увеличит производство готовой еды в Петербурге почти вдвое

Спрос на готовые блюда растет при снижении среднего чека, отмечают участники рынка
За 2022 г. объем производства готовой еды в России вырос на 27% /freepik

Сервис быстрой доставки «Яндекс Лавка» в 2023 г. увеличит объемы собственного производства готовой еды на заводе в Санкт-Петербурге на 75% до 600 тонн в месяц после модернизации оборудования. Сейчас завод ежемесячно выпускает 350 тонн готовой еды, что составляет около 1,2 млн порций. Вместе с тем площадь завода увеличится с 3600 до 4500 кв. м за счет новых производственных помещений.

Как рассказала «Ведомостям» руководитель направления готовой еды «Яндекс Лавка» Мария Дмитриева, компания расширит цех по обработке овощных полуфабрикатов, горячий цех, складскую зону, также на производстве появятся автоматические линии по приготовлению блинов, панировке изделий, варке пасты и программируемые электросковороды. «Например, если блинопек делает от 120 до 150 порций в час, то после установки автоматической линии объем увеличится до 1200 порций», – уточнили в компании. Сейчас на фабрике уже работают автоматические линии по формовке изделий с начинками и без, включая сырники, котлеты и зразы, которые производят до 25 000 изделий за смену. После модернизации действующего оборудования и закупки нового доля автоматизированных процессов на заводе составит 50%, в настоящее время она находится на уровне 30%.

«Яндекс Лавка» переоборудовала завод на улице Комсомола под выпуск готовых блюд в 2020 г. Ранее на фабрике производились наборы продуктов с рецептами. В первый год работы после модернизации на заводе производили 175 тонн готовой еды в месяц или 300 000 порций. С 2020 г. количество дарксторов сервиса в Петербурге увеличилось с 56 до более чем 80. Вместе с наращиванием объемов производства сервис планирует увеличить и количество дарксторов, однако в компании не уточнили насколько. Дмитриева отметила, что планы по расширению выпуска блюд связаны с растущими объемами сбыта: «Это общая тенденция – спрос из среднего сегмента общепита переходит в сегмент готовой еды». Как ранее подсчитали аналитики Россельхозбанка, объем производства готовой еды в России в 2022 г. вырос на 27% по сравнению с 2021 г. до 216 тыс. тонн.

Впрочем, о планах по увеличению выпуска готовых блюд говорят и другие участники рынка. Так, в пресс-службе сети продуктовых магазинов «Азбука вкуса» изданию рассказали, что планируют нарастить объемы производства на фабрике-кухне в Петербурге с 200 до 500 тонн в месяц. По итогам прошлого года готовые блюда в онлайн-продажах ритейлера в Москве и Петербурге составили 28%.

«Потребление готовой еды увеличивается во всех каналах, включая ритейл. У лидеров продаж, таких как «Самокат, «Яндекс Лавка», «Вкусвилл» продажи готовых блюд динамично растут», – комментирует генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Эксперт уточняет, что растущая автоматизация позволяет снизить долю брака, это позволяет предоставить покупателю, находящемуся в режиме экономии, выгодное предложение как альтернативу приготовлению еды дома или общепиту. Основатель сервиса доставки еды Grow Food Павел Паскарь добавляет, что несмотря на растущий объем заказов, сам средний чек падает: «Пока мы видим тенденцию к уходу в эконом-сегмент». Основатель группы компаний Greenbox Максим Яковлев также отмечает, что в прошлом году цены за счет оптимизации процессов в его компании были понижены на 10–15%.

Паскарь выразил точку зрения, что спрос на данный момент опережает производственные возможности, а рынок готовой еды в ближайшие годы будет только расти. В то же время Яковлев полагает, что планы по наращиванию рядом компаний производственных мощностей практически в два раза приведут не к резкому росту продаж, а к переделу рынка, то есть снижению доли одних игроков и увеличению доли других. «Сбыт не может резко вырасти, таких темпов сейчас нет, а рынок готовой еды ограничен логистическими возможностями, поскольку речь идет о продукции с небольшим сроком годности», – добавил он.