Спрос на лизинг в Петербурге за прошлый год упал почти на 30%

На фоне дефицита оборудования покупатели техники переориентировались на китайские бренды
За прошлый год доля азиатских брендов на российском рынке лизинга выросла с 25 до 32% /freepik

Объем нового бизнеса лизинговых компаний в Санкт-Петербурге за 2022 г. упал на 28% до 165 млрд руб., рассказали аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» в ответ на запрос «Ведомостей». Это суммарная стоимость оборудования, приобретенного клиентами без учета НДС. Доля Петербурга в объеме выдачи техники в лизинг по России в прошлом году снизилась на два процентных пункта, составив 8%. «Основной вызов, с которым пришлось столкнуться лизинговым компаниям в 2022 г., – это дефицит оборудования, вызванный введенными санкциями и нарушениями логистических цепочек», – прокомментировала директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Зоя Советкина.

По данным рейтингового агентства, доля европейских брендов на российском рынке за прошлый год снизилась с 25 до 16%, в то время как доля азиатских выросла с 25 до 32%. «Компании, которые привыкли к европейской технике, в 2022 г. подходили с осторожностью к приобретениям в лизинг. Они изучали новые бренды, тем самым сформировался отложенный спрос, но некоторые предприниматели так и не определились, с чем готовы работать», – рассказал руководитель группы универсального лизинга компании «Интерлизинг» Дмитрий Албегов.

Директор компании-поставщика строительной техники «Лонмади» в СЗФО Николай Базин отметил, что, по его оценкам, примерно 60% компаний, приобретавших оборудование в лизинг, уже заранее знали, на чем становить выбор. «На отечественном рынке были востребованы такие зарубежные бренды строительной техники, как Caterpillar, New Holland, Hitachi, JCB. Когда иностранные компании приостановили деятельность в России, освободившейся нишей воспользовались китайские производители, которые уже имели налаженные логистические цепочки и дилерскую сеть на отечественном рынке», – уточнил он, приведя в пример бренд Sany. При этом, как отмечают участники рынка, у некоторых компаний доля китайского оборудования выросла до 90%.

Тем не менее в переориентации на китайскую технику на фоне дефицита европейского, японского и американского оборудования есть ряд нюансов, добавил Базин: «Клиенты быстро сделали выбор в пользу китайских брендов, но бизнес-процессы таких компаний, связанные с дистрибьюторской сетью и гарантийным обслуживанием, еще не отлажены. Китайских компаний, которые могут продать технику, достаточно, но тех, кто способен обслужить ее в короткие сроки – единицы». Базин полагает, что клиенты в будущем станут предъявлять более высокие требования к китайским брендам. Если процесс будет отлажен, то Китай сможет закрепить позиции на местном рынке, резюмировал он.

Наряду с дефицитом оборудования на ситуацию со снижением спроса на лизинг повлияли и санкции. В частности, летом прошлого года ЕС ввел запрет на ввоз продукции деревообрабатывающей промышленности из России. За прошлый год оборот организаций Ленобласти в сфере лесоводства и лесозаготовок упал на 21%. Ранее губернатор региона Александр Дрозденко назвал деревообрабатывающую отрасль одной из самых пострадавших от санкций. В Петербурге падение составило 22%.

В сегменте специализированного грузового транспорта, приобретаемого в лизинг, падение продаж сильнее всего затронуло технику для деревообрабатывающей отрасли и перевозки металлолома, отметил руководитель продаж компании «Парнасавтокомплекс» (официального дилера ПАО «Камаз») Михаил Евстихеев. Так, продажи седельных тягачей и ломовозов сократились в финансовом выражении примерно на 70%.

По оценкам руководителя дивизиона «Санкт-Петербург» ООО «Балтийский лизинг» Алексея Мятлика, в прошлом году снижение спроса наблюдалось в сегменте складского и упаковочного оборудования, так как ряд компаний, приобретавших технику и ранее работавших в России, ушли с отечественного рынка. В то же время в ряде категорий оборудования лизинговые компании, напротив, фиксировали рост спроса. «В прошлом году по сравнению с 2021 г. объем нового бизнеса компании в сфере оборудования для металлообработки вырос на 25%, в том числе вследствие расширения нужд гособоронзаказа», – рассказал изданию руководитель группы универсального лизинга компании «Интерлизинг» Дмитрий Албегов, уточнив, что в сделках участвовали как крупные средние компании, так и малый бизнес. Мятлик же отметил, что особый рост в Петербурге наблюдался в сегменте полиграфического оборудования – более чем в 2,5 раза по сравнению с 2021 г.

Несмотря на возникшие сложности и снижение спроса по итогам 2022 г. в текущем году рынок лизинга имеет перспективы развития, считает заместитель председателя комитета по финансовым рынкам СПб ТПП Алексей Балашов. «Это наименее зарегулированная отрасль, позволяющая клиентам даже с не самыми блестящими финансовыми показателями продолжать развивать свой бизнес за счет расширения парка техники или оборудования», – добавил он.