Вологодский завод в этом году запустит серийное производство электробусов «Орион»

Предприятие готово увеличить мощности в 4 раза до 800 единиц техники в год
Первая модель «Ориона» выкрашена в традиционный для Петербурга лазурный цвет /АО «Транс-Альфа»

Вологодская компания АО «Транс-Альфа» в этом году запустит массовое производство двухсекционных электробусов «Орион». На данный момент создается головная презентационная модель, которая «почти сразу» пойдет в серийное производство, сообщили «Ведомостям» в компании. Объемы выпуска на 2023 г. не раскрывают: они будут зависеть от количества заключенных госконтрактов на поставку техники.

«Сейчас идет финальный этап сборки первого серийного электробуса «Орион». После успешного прохождения всех плановых проверок, запуска и обкатки мы будем продолжать производство данной модели и активно презентовать ее регионам РФ», – сообщили в пресс-службе.

Первый «Орион» покажут публике в мае на транспортном фестивале в SPbTransportFest-2023 в Санкт-Петербурге. Испытывать головной образец будут специалисты петербургского ГУП «Пассажиравтотранс». 

Чем занимается «Транс-Альфа»

АО «Транс-Альфа» – вологодская машиностроительная компания, учрежденная в 1993 г. Согласно данным «Спарк-Интерфакс», за прошлый год доходы компании составили 3,4 млрд руб., расходы – 3,2 млрд руб. Компания с 2004 г. поставляет Петербургу троллейбусы. В мае 2023 г. был заключен очередной контракт на 1,147 млрд руб. на поставку 30 троллейбусов «Авангард».

«Транс-Альфа» разрабатывает электробусы уже несколько лет, но пока не занимается их массовым выпуском. С 2020 по 2022 г. завод собрал два из серии «Сириус», которые эксплуатируют в Рыбинске (Ярославская область). Сейчас предприятие производит около 200 единиц электротранспорта в год (преимущественно троллейбусы). Но с выходом на массовый выпуск электробусов мощности могут быть расширены в 4 раза – до 800 единиц в год, уточнили в пресс-службе.

Точные объемы производства на 2023 г. и последующие годы будут зависеть от того, в каких конкурсах на поставку машин по госконтрактам компания сможет победить, в том числе в Санкт-Петербург. Напомним, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов 26 апреля заявил о планах в ближайшие два года пополнить городской парк на 120 электробусов. Сейчас парк формируют всего 11 единиц техники (10 машин Volgabus и один МАЗ-303Е10). В компании «Транс-Альфа» не комментируют вопрос о возможных поставках электробусов в Санкт-Петербург, но первая модель «Ориона» уже выкрашена в традиционный для города лазурный цвет.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят о том, что на фоне федеральной поддержки отрасли у завода есть шанс резко увеличить поставки электробусов в российские регионы. В октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов заявлял, что на 2023–2025 гг. в федеральном бюджете и ФНБ предусмотрены 250 млрд руб. для развития городского, в том числе электротранспорта. Председатель правительства Михаил Мишустин в марте подписал постановление, по которому в 2023–2025 гг. 10 российских регионов получат субсидии на реализацию проектов, связанных с развитием городского электрического транспорта, на эти цели выделят 86,5 млрд руб. В том числе на них закупят 284 электробуса и 124 зарядные станции. Среди регионов, которые получат поддержку, – Краснодарский, Красноярский и Пермский края, а также Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области.

В начале мая МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова» уже объявило конкурс на закупку 20 электробусов за 924 млн руб. Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков говорит, что благодаря финансовой поддержке федерального центра парк электробусов в перспективе появится в самых разных городах: Курске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Красноярске и т. д.

Несмотря на то, что Петербург не вошел в список регионов, которые получат федеральную поддержку, электробусы компании «Транс-Альфа» могут появиться и здесь. Булгаков напомнил, что Петербург готовится покупать электробусы с ночной зарядкой. Для этого сейчас в городе строится инновационный парк «Ржевка» в Красногвардейском районе, рассчитанный на 400 машин. В том числе он будет оснащен стоянками, оборудованными зарядными устройствами. «Производителей, выпускающих такие модели, в РФ немного: МАЗ, Volgabus, «Синара», «ПК Транспортные системы», теперь и «Транс-Альфа». КамАЗ и ЛиАЗ таких моделей, насколько я знаю, не предлагают», – уточнил Булгаков. Он также отметил, что мало кто из производителей выпускает двухсекционные электробусы, которые будут востребованы в крупных городах.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров обращает внимание, что от испытаний электробусов в Петербурге будет зависеть дальнейшая попытка «Транс-Альфы» поучаствовать в конкурсе на поставку своего общественного транспорта в Северную столицу. «Если заявленные характеристики выдерживаются, то определенные перспективы могут быть. Что касается перспектив, то производитель может рассчитывать на [поставки] как Москве, так и Петербургу. Сейчас «Транс-Альфа» будет уступать другим производителям, но тестовая эксплуатация может дать возможности для рассмотрения заявки», – рассказал эксперт.