Депутаты Петербурга поддержали ужесточение требований к такси с 1 сентября

Новшества коснутся цвета автомобилей, работы в «Пулково» и на вокзалах. Также появится единая база машин и агрегаторов
Предлагать услуги такси на вокзалах и в аэропорту будет запрещено, за исключением специально оборудованных мест /Pixabay

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли в первом чтении законопроект, который будет с 1 сентября регулировать деятельность такси в городе. За принятие проекта документа проголосовали 38 депутатов, пятеро выступили против и еще трое воздержались.

Согласно проекту закона Смольный получит полномочия по организации рынка такси. В городе создадут три реестра: перевозчиков (водителей), легковых такси (самих машин) и служб заказа (агрегаторов). Агрегаторам Смольный будет выдавать разрешение на пять лет, такой же срок будет действовать для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (самозанятых).

Однако ключевым вопросом обсуждения стал цвет автомобиля такси. Проект закона предполагает введение белого цвета с желтой полосой, которая также будет выполнять роль светоотражателя. Депутат Алексей Цивилев напомнил, что такую практику уже внедрили в Москве, Московской и Тверской областях, Республике Татарстан и Пермском крае. Унификацию такси по цвету (также белому) обсуждают и в Ленинградской области. Но законопроект получил отрицательное заключение и проходит доработку.

В то же время значительное количество машин такси в Санкт-Петербурге сейчас окрашено в другие цвета, например, в желтый. Депутат Марина Шишкина рассказала, что перекрашивание одного автомобиля обходится минимум в 70 000 руб. По ее мнению, если принудить автовладельцев к такой мере, они переложат свои расходы на потребителей услуги – увеличат стоимость поездок. Одной из поправок ко второму чтению, которые принимаются до 16 июня, может стать расширение допустимого списка цветов машин.

Исключением станут машины бизнес-класса и выше, их в белый цвет перекрашивать не придется. Такую позицию озвучил председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев. По его словам, водители премиальных автомобилей, как правило, выполняют перевозки по заказу, что юридически отличается от деятельности такси.

Другим требованием к автомобилю станет экологический класс. По данным Цивилева, в Петербурге сейчас 3% таксистов используют машины третьего экокласса, 10% – четвертого экокласса и 85% – пятого экокласса. Законопроект требует от водителей и агрегаторов перейти на третий класс с 1 сентября 2023 г., с 1 сентября 2024 г. – на четвертый класс и с 1 сентября 2026 г. – на пятый класс. Стоит отметить, что экоклассы отличаются содержанием выхлопных газов в автомобилях. Например, «Евро-0» действовал на Западе до 1992 г. В России только в 2002 г. ввели экокласс «Евро-2», запретив к ввозу машину ниже уровня. Отказ от этих мер откатывает экостандарты в 1990-е годы.

Депутат Ирина Иванова, в свою очередь, отметила, что в России разрешено выпускать автомобили всех экологических классов. Такое решение приняло правительство РФ в прошлом году на фоне проблем с поставками оборудования. Теперь в стране могут выпускать машины даже класса «Евро-0». Она предложила поддержать отечественный автопром и поправкой убрать это требование для машин российского производства. Коснется ли эта поправка локализованных в России китайских автомобилей, не уточняется.

В случае принятия законопроекта изменятся и правила работы такси на вокзалах и в аэропорту «Пулково». Предлагать услуги такси на их территории будет запрещено, за исключением специально оборудованных мест. Енокаев заявил, что в «Пулково» уже готовятся к таким изменениям. «Пассажира при заказе такси машина уже будет ждать. Это позволит избежать раннего приезда такси или обратной ситуации. Такую практику апробировали в Сочи», — рассказал он.

Кроме того, законопроект предполагает фиксацию минимального тарифа на перевозку пассажиров и порядка расчета. Для этого в салоне машины должна находиться информация о действующих тарифах. «Указанная информация может быть предоставлена в виде двухмерного штрихового кода (QR-кода) или посредством размещения в салоне легкового такси», — говорится в тексте законопроекта. По мнению Енокаева, это поможет пассажирам понять, почему тариф увеличивается, например, в плохую погоду.

В компании «Яндекс такси» оперативно не смогли ответить на запрос «Ведомостей». По мнению управляющего директора агрегаторов «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрия Коваленко, принятие закона в Петербурге и аналогичных законов в других регионах  «ставит под угрозу таксомоторную отрасль». В частности, по его словам, ужесточение требований к автомобилям может лишить возможности на дополнительный доход более 3 млн человек в России. «Мы не можем говорить о целесообразности принятых законов. Но сейчас мы видим, что к полномасштабному запуску законопроекта не готовы сами регионы РФ», – подчеркнул он.