«АвтоВАЗ» официально запустил серийное производство X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan

Старт продаж запланирован на III квартал, тогда же будет объявлена стоимость автомобиля
В следующем году на заводе планируется также выпуск седанов /Ведомости

«АвтоВАЗ» при поддержке «восточного партнера» в субботу, 17 июня, официально перезапустил производство машин и выпустил первый серийный автомобиль Lada X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. До конца года планируется выпустить до 10 000 единиц, передает корреспондент издания «Ведомости. Санкт-Петербург» с церемонии запуска предприятия.

Что известно о новой Lada X-Cross 5

В компании уточнили, что Lada X-Cross 5 оснащена двигателем 160 л. с. и 7-ступенчатой АКПП, а также необходимыми опциями: системой безопасности ADAS, мультимедийной системой, контролем утомляемости водителя, предупреждением о выезде за пределы полосы, адаптивным переключением дальнего света, системой кругового обзора, экстренного торможения и т. д.

Автомобиль начали выпускать в трех цветах: белый, черный, красный, позже добавится серебристый. Старь продаж запланирован на III квартал 2023 г., тогда же станет известна стоимость автомобиля. Как рассказал директор по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский, у конкурентов в сегменте С-класса стоимость варьируется от 2 до 2,5 млн руб. «У «АвтоВАЗа» есть дилерская сеть, 300 дилеров. Элементарно нечестно, если мы 10 машин произвели и отправили одному дилеру. Наше правило – все дилеры получают автомобили», — рассказал он.

Локализация производства с привлечением поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области начнется с 2024 г. Пока что происходит крупноузловая сборка, готовые элементы автомобиля от китайского партнера доставляют в Петербург контейнрами по морю, рассказал заместитель генерального директора, исполнительный директор «Лада Санкт-Петербург» Сергей Захарченко.

При этом «АвтоВАЗ» планирует дальнейшее расширение производства и выход на ежегодный выпуск машин на площадке «Лада Санкт-Петербург» до 115 000–120 000 единиц в год. Глава Минпромторга России Денис Мантуров уточнил, что со следующего года начнется производство седана D-класса.

«Углубление локализации модели Lada X-Cross 5 и организация в 2024 г. производства седана D-класса: чтобы эти планы быстро воплотились на практике, уже сформирован российский пул поставщиков автокомпонентов, сырья и материалов. В их числе немало производителей из Санкт-Петербурга», — прокомментировал он.

Китайский партнер «АвтоВАЗа»

Официально представители «АвтоВАЗа» не раскрывают китайского партнера, который принимает участие в проекте. СМИ и аналитики рынка указывают визуальную схожесть новой Lada X-Cross 5 с китайским FAW Besturn T77.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что официальное название партнера не будет нигде фигурировать, так как при такой кооперации есть определенные риски попадания под вторичные санкции со стороны США, Евросоюза и других государств в виду масштаба производства китайской компании. Он уточнил, что FAW активно сотрудничает c западными и японскими автоконцернами. «Но пока объем поставок комплектов небольшой (до 100 000), думаю, вопрос о санкциях несколько преждевременен. Еще раз необходимо подчеркнуть, что FAW по документам не поставляет «АвтоВАЗу» автомобили, а поставляет машинокомплекты», — рассказал эксперт.

По словам Бургазлиева, более грамотную тактику выбрал «Автотор», который сотрудничает с китайскими компаниями: Kaiyi, SWM и BAIC. «Они работают на внутренний рынок страны, поэтому вторичные санкции для них не так страшны», — уточнил он.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов добавил, что неофициальное сотрудничество «Москвича» с JAC также не привело пока что к западным рестрикциям. Выпуск автомобилей в Москве продолжается.

При этом российские производители будут стремиться к постепенной локализации производства. По оценке Гаврилова, на отрезке в несколько лет его можно локализовать до 10-15% при производстве «простых» деталей, а в случае запуска цеха на бывшем заводе Nissan можно добиться локализации и в 30%. Бургазлиев считает, что при грамотном подходе можно за три года локализовать до 45-65% автомобиля.

Как бывший завод Nissan перешел «АвтоВАЗу»

Напомним, японский автоконцерн Nissan начал разворачивать свою деятельность в Санкт-Петербурге 17 лет назад, в 2006 г. Тогда между правительством города и «Ниссан Мотор Ко., Лтд» был заключен меморандум о взаимопонимании, который лег в основу инвестпроекта по строительству автозавода. Его строительство заняло два года – с 2007 по 2009 г.г. Тогда Nissan инвестировал $200 млн в производство, на открытии предприятия присутствовал лично президент РФ Владимир Путин.

Компания изначально выпускала три марки машин: Teana, X-Trail и Murano. После 2014 г. модельный ряд был обновлен, а производство расширено с 50 000 до 100 000 единиц в год. Вместо Teana начали собирать Qashqai, инвестиции составили $167 млн.

После начала российско-украинского конфликта в марте 2022 г. Nissan приостановил деятельность в России и периодически продлевал режим простоя на своем заводе, вплоть до конца прошлого года. В ноябре 2022 г. стало известно, что предприятие перешло в собственность подведомственному Минпромторгу ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ) за символический 1 евро. Согласно условиям сделки Nissan сохраняет опцион на выкуп активов в течение шести лет. Японская компания оценила убытки от ухода из России в $687 млн, также она оставила все оборудование на петербургском заводе. В феврале этого года «АвтоВАЗ» приобрел 99% долей бывшего автозавода Nissan в Санкт-Петербурге. По условиям сделки «АвтоВАЗ» за 1 евро получил 99% долей в уставном капитале ООО «Ниссан мэнуфэкчуринг рус», у ФГУПа остался 1%.