«Императорский фарфоровый завод» проведет реконструкцию и увеличит производство вдвое
Предприятие нарастит выпуск продукции с 2 до 4,5 млн единиц в год и усилит экспорт в Азию и ОАЭ«Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ) в Санкт-Петербурге в текущем году начнет модернизацию производства, что позволит нарастить выпуск продукции более чем в два раза. Об этом изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» рассказала генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич. За 2022 г. объем производства на предприятии составил около 2 млн единиц продукции из фарфора. После модернизации, которая, согласно планам, должна завершиться в середине 2024 г. предприятие рассчитывает выпускать около 4,5 млн изделий в год. «Мы хотим закупить новые печи, формовочные и литьевые машины. Точная сумма инвестиций в модернизацию производства будет известна после определения поставщика. По предварительным оценкам, она может составить свыше 1,5 млн евро», – пояснила Тылевич.
История «Императорского фарфорового завода»
ОАО «Императорский фарфоровый завод» зарегистрировано в 1993 г. Само производство было создано в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны, первоначально завод назывался «Невской порцелиновой мануфактурой». Ассортимент предприятия составляют свыше 4000 наименований изделий. Среди них сервизы, вазы, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные пласты для оформления интерьера, исторические копии. Средняя численность сотрудников составляет 967 человек. За 2022 г. выручка предприятия, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 2,7 млрд руб., а чистая прибыль – 183,8 млн руб.
Увеличение производственных мощностей связано, в том числе, с планами по наращиванию объема продаж в другие страны. ИФЗ экспортирует около 10% продукции от общего объема производства, то есть, примерно 200 000 единиц в год. Основная доля поставок приходится на Китай.
Планы по наращиванию экспорта
За 2022 г. выручка предприятия от продаж в КНР составила свыше 1,5 млн евро (включая продажи на электронных площадках Tmall и Taobao). У предприятия уже есть представительство в Шанхае. К концу 2023 г. ИФЗ откроет два новых магазина в Гуанчжоу. Как отметила Тылевич, китайцы преимущественно покупают фарфоровую продукцию на электронных площадках, но открытие новых магазинов, в которых потребитель может ознакомиться с товаром, способствует росту продаж в интернете. С учетом открытия новых точек, ИФЗ рассчитывает нарастить обороты продаж в КНР минимум в 2 раза.
Вместе с тем предприятие ищет новых партнеров для экспорта, среди приоритетных рынков – Индия, Бразилия и ОАЭ. В Дубае в начале мая 2023 г. уже произошло техническое открытие первого розничного магазина ИФЗ в торговом центре The Dubai Mall. «Продукция ИФЗ широко известна в России, но на зарубежных рынках мы делаем первые шаги для повышения узнаваемости бренда», – отметила Тылевич.
Выход на рынок ОАЭ связан, в частности, с высокой покупательской способностью. В российских регионах за прошлый год продажи ИФЗ упали на 10-15%, за исключением Москвы и Петербурга, которые показали 5-10% роста. С учетом поиска новых рынков за пределами России предприятие планирует в начале проектов осуществить отгрузки не менее чем на 500 000 евро по каждому региону (без учета планов по наращиванию выручки от экспорта в Китай).
Перспективы ИФЗ в странах арабского мира
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают планы ИФЗ по увеличению экспорта в арабские страны выполнимыми при наличии правильной стратегии продвижения. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что у предприятия есть потенциал для наращивания поставок в ОАЭ: «Это перспективный рынок, учитывая также, что в ОАЭ растет и количество представителей российской диаспоры. Премиальный фарфор может быть востребован как подарок с национальным колоритом».
Президент АНОПП «Международный центр предпринимательства» Кирилл Радченко рассказал изданию, что во время международных поездок в ОАЭ организация дарит продукцию ИФЗ членам королевских семей, высокопоставленным чиновникам, бизнесменам и фиксирует положительную реакцию на российский продукт. Однако конкуренцию отечественному производителю составляет фарфор из Германии и преимущественно Китая, который пока имеет большую узнаваемость на этот рынке. По данным портала Trendeconomy, в 2022 г. Китай экспортировал в ОАЭ фарфоровую посуду на сумму в $177 млн. Это на 12,8% больше, чем в 2021 г. При этом от общего объема экспорта такой посуды из Китая доля поставок в ОАЭ составила 2,3%.
Однако Радченко считает, что озвученные ИФЗ объемы найдут свое место на рынке арабских стран. «Имеет смысл также присмотреться к рынку Саудовской Аравии, население которой почти в 4 раза больше, чем население ОАЭ. Но ставку также надо делать на премиальный сегмент, в основном на большие кофейные сервизы», – говорит он. При расширении дистрибьюторской линии важно найти подходящих партнеров, добавляет эксперт: «Если интересантом данного продукта будет член королевской семьи или крупный бизнесмен, продажи будут высокими».
Конкуренция за Китай
Сложнее может проходить наращивание экспорта в Китай, считают эксперты. «Китайский рынок полностью контролируется собственными производителями фарфоровых изделий, история которых исчисляется уже не столетиями, а, буквально тысячелетиями», – пояснил китаист Алексей Чигадаев. Объемы поставок керамических изделий в Китай из других стран, по данным портала Trendeconomy, в прошлом году составили $1,61 млрд руб. Наибольшая доля приходится на Японию (24%), США (12%) и Корею (12%). Россия пока не входит в топ поставщиков подобной продукции.
«Конкуренцию ИФЗ составляют все мировые производители фарфора премиального ценового сегмента. Дешевые и средние сегменты заняты исключительно китайскими производителями. Поэтому важно позиционирование компании в качестве производителя эксклюзивной продукции с богатой историей – активное продвижение для очень узкого сегмента целевой аудитории в Китае», – отметил Чигадаев. Принимая во внимание масштабы Китая, этот сегмент исчисляется десятками миллионов, а доля в 3 млн евро выглядит вполне реальной, резюмировал он.