Петербургская сеть Vлаваше до конца года откроет до 50 новых точек продаж
Компания рассчитывает нарастить выручку по итогам 2023 г. в 1,5-2 разаПетербургский стритфуд Vлаваше до конца этого года рассчитывает открыть до 50 новых заведений. Об этом изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» рассказал основатель сети Павел Крупин. Сейчас сеть насчитывает 75 точек, 60 из них находятся в Петербурге, еще 5 – в Москве, остальные – в других регионах страны. Около 10% точек сети представлены на фудкортах или в уличных торговых павильонах, остальные 90% – это заведения стрит-ритейла площадью 100-150 кв. м.
Новые кафе и точки продаж, помимо Петербурга, будут открыты в Москве (шесть находится в процессе открытия). Также в ближайших планах запуск заведений в Вологде, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Подмосковье.
Развитие по франшизе
Компания развивается в основном по франшизе и самостоятельно владеет только 18 объектами в Петербурге. Как поясняет Крупин, развитие сети по франшизе было выбрано неслучайно. «Как показывает опыт, реально вести без участия партнеров можно не более 20 точек, потом их становится сложно контролировать и развивать, особенно в регионах», – отметил он, добавив, что собственные точки продаж сеть использует по большей части как тестовые для отладки различных процессов.
Для франчайзи в среднем вложения в один объект составляют около 8 млн руб. (включая оснащение под ключ). Также выплачивается единоразовый паушальный взнос 800 000 руб. и последующие 6% от выручки ежемесячно. Взамен франчайзер отстраивает помещение, обучает персонал, налаживает процесс работы и отдает в управление партнеру готовую точку продаж.
По оценке Крупина, благодаря запуску новых проектов в 2023 г. сеть сможет увеличить выручку в 1,5-2 раза и довести ее до 2 млрд руб. Параллельно компания планирует развивать еще одно направление – фудтраки. Vлаваше уже имеет четыре фудтрака в Петербурге и надеется дальше продвигать этот вид торговли в других регионах страны, особенно в южных. Для этого будет реализован совместный проект с производителем мобильных торговых объектов, отечественной компанией MobiTruck. Запуск одного фудтрака будет стоить в среднем около 3 млн руб.
Проблемы роста
Опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка говорят, что емкость Петербурга и регионов сегодня позволяет расширять стритфуд. Но развитие сети может столкнуться с проблемами роста и увеличивающейся конкуренцией. «Сейчас достаточное количество компаний, кроме Vлаваше, подошли к этому рубежу (выручке в 2 млрд руб.)», – отмечает глава представительства Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Александр Марков. По его оценке, при дальнейшем увеличении оборота сети придется перейти на общую систему налогообложения и, соответственно, начать выплачивать НДС. В результате бизнес, который изначально развивался как микро и малый, может потерять конкурентные преимущества по сравнению с малыми предприятиями.
Кроме того, при существенном расширении сети главной задачей франчайзера становится сохранение уровня сервиса и качества конечного продукта. Марков отмечает, что для ниши фаст- и стрит-фуда, где на конечных точках происходит цикл доготовки, это особенно важно. Но чем шире сеть, тем сложнее контролировать качество.
В Nikoliers также отмечают растущий рынок конкуренции в сегменте стрит-ритейла, который может затруднить дальнейшее развитие сетей в Петербурге. За прошедшее полугодие на центральных торговых коридорах Северной столицы было открыто 23 новых точки общепита. «Рынок стрит-ритейла Санкт-Петербурга в 2023 г. очень активен и динамичен. На рынок продолжают выходить новые операторы, а известные сети расширяют свое присутствие. За год уровень вакантности в стрит-ритейле на пяти центральных торговых коридорах города снизился с 9,4 до 4,9%, а с начала пандемии – почти в три раза. На сегодняшний день качественного предложения в стрит-ритейле на центральных улицах города практически не осталось, арендные ставки продолжают демонстрировать рост», – говорит заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова.
Куда довезет фудтрак
При развитии по франшизе сети фудтраков компания также может столкнуться с существенными проблемами, в том числе юридического характера. Например, в Петербурге местное законодательство ограничивает площадки, на которых можно размещать фудтраки. «В Санкт-Петербурге очень мало хороших площадок для стационарного размещения. Сейчас в основном мы размещаемся на ярмарках, частных территориях или каких-то специальных мероприятиях, которых в городе проводится не так много», – объясняет владелица фудтраков «Годзи покушал» Дарья Абросимова.
Несмотря на все ограничения, спрос на этот вид торговли растет, добавляет основатель компании по производству фудтраков MobiTruck Рафаэль Хабиров. Сейчас компания выпускает 20 до 30 фудтраков в месяц. Вопрос с размещением таких объектов уже решили в Московской области. В прошлом году на региональном портале появилась услуга «Предоставление права на размещение передвижного сооружения», и все бизнесмены, желающие продавать еду с фургонов, могут подать онлайн-заявление и получить место. По данным СМИ, в регионе уже выделено около 1000 мест размещения фудтраков. Вся информация представлена на сайте «Госуслуг», есть интерактивная карта, где предприниматель может не только выбрать предложенную локацию, но и добавить свою. Участники рынка ждут, что в ближайшие годы такая политика будет распространена и на другие регионы, что повысит спрос на такой вид торговли.