Solopharm вложит в запуск завода по производству гормонов в Петербурге 9,5 млрд руб.

Производитель займется разработкой и выпуском 40 препаратов для лечения заболеваний глаз, кожи и отоларингологии
Общая площадь завода составит 13 260 кв. м, а площадь чистых помещений – 5191 кв. м /freepik

Компания Solopharm (ООО «Гротекс») в I квартале 2026 г. запустит в Санкт-Петербурге фармацевтический завод по производству гормональных препаратов Hormones Plant. Инвестиции в проект оцениваются в 9,5 млрд руб., рассказали в пресс-службе компании. Церемония закладки фундамента фармацевтического завода на территории компании состоялась 20 июня.

Общая площадь завода составит 13 260 кв. м, а площадь чистых помещений – 5191 кв. м. На предприятии запустят пять производственных линий, их суммарная мощность позволит выпускать максимально 1,19 млрд единиц (ампул, флаконов, туб и других форм, кроме таблеток) продукции в год. На новом заводе Solopharm будет вести разработку и выпуск 40 гормональных препаратов, в частности, для лечения бронхиальной астмы, воспалительных заболеваний глаз (конъюнктивит, кератит), заболеваний кожи (экзема, дерматит, псориаз), а также синусита, ринита и отита.

Как рассказал изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, за весь 2022 г. в России было продано 55 млн упаковок гормональных препаратов для системного использования (сюда входят как препараты в таблетках, так и в жидкой форме). Многие продаются упаковками, в которые входят несколько десятков таблеток или ампул. Эксперты указывают, что максимальная мощность предприятия может оказаться сравнимой с объемом всей годовой реализации гормональных препаратов на розничном рынке. Но независимый эксперт в сфере фармацевтики Иван Глушков объясняет это тем, что производитель также может поставлять значительный объем лекарств в лечебные учреждения, а не в розницу. В то же время Шуляк поясняет, что такая стратегия может свидетельствовать о том, что Solopharm со временем рассчитывает занять значительную долю всего российского рынка и потеснить импортных производителей.

Что производит Solopharm

Solopharm (ООО «Гротекс») – производитель жидких и твердых лекарственных форм со статусом системообразующего предприятия фармацевтической отрасли. ООО «Гротекс» зарегистрировано в 2010 г. в Санкт-Петербурге. У компании пять производственных площадок в городе общей площадью более 36 000 кв. м. В портфеле препаратов производителя 210 регистрационных удостоверений. Генеральный директор компании – Олег Жеребцов. По данным «СПАРК-Интерфакс» (на январь 2023 г.), учредителем ООО «Гротекс» является компания NELOVIA LTD (Кипр), которая владеет 97,2% уставного капитала.

По данным DSM Group на апрель текущего года, в структуре продаж гормональных препаратов для системного использования 87,5% (в финансовом выражении) приходилось на импортные лекарства и только 12,5% – на локализованные. Для сравнения: в целом импортные лекарства без учета конкретной категории занимали 60%, а отечественные – 40%. Как пояснил Глушков, производство гормональных препаратов требует дополнительных инвестиций, поскольку многие лекарства из этой категории требуют специальных мер защиты для персонала. Поэтому отечественные производители ранее проявляли сдержанный интерес к импортозамещению данной продукции.

«При этом основной объем импортеров в розничном сегменте – это несколько крупных компаний, например, немецкая Bayer. Такие компании давно построили свои системы дистрибуции, их продукты пользуются доверием врачей», – отметил Глушков, добавив, что у Solopharm есть шанс потеснить импортеров с российского рынка.

Схожую точку зрения выразил директор по развитию компании RNC Николай Беспалов. По его оценкам, Solopharm потенциально может конкурировать с импортерами в силу более комфортного ценового предложения за счет сокращения издержек на выпуск лекарственной формы. Он пояснил, что производитель уже использует подобные технологии, например, выпуская растворы не в стекле, а в пластиковых одноразовых флаконах. Глушков добавляет, что компания также может усилить работу по продвижению продукции, в то время как ряд импортных компаний в 2022 г., напротив, сократили бюджеты на продвижение на российском рынке.

Опрошенные изданием эксперты полагают, что производитель займет свою нишу и со временем сможет частично заместить значительную часть зарубежной продукции. Однако Глушков выразил мнение, что сложности при запуске нового производства у компании могут возникнуть в отношении комплектации и технического обслуживания оборудования, которое сейчас в основном закупается в Китае. Производители оборудования из КНР готовы давать соответствующие обещания, но насколько они будут выполнены, будет ясно только на практике, резюмировал он.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»