«Армалит» в 2023 г. удвоил выручку на импортозамещении оборудования для гражданских судов

По итогам года завод планирует выйти на выручку не менее 5 млрд руб.
Сейчас завод осваивает выпуск оборудования для нефтегазохимии и атомной промышленности /Freepik

Петербургский производитель судовой арматуры, АО «Армалит», увеличил выручку за I полугодие 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. в 2,2 раза – до 2,8 млрд руб. Об этом сообщили в пресс-службе завода в ответ на запрос издания «Ведомости. Санкт-Петербург».

По итогам года завод планирует выйти на выручку не менее 5 млрд руб. В 2022 г. доход компании, по данным портала Armtorg, составил 4,02 млрд руб. При этом изначально в компании рассчитывали в 2022 г. получить 5,5 млрд руб. выручки, но план выполнить не удалось. В этом году, как сообщили в пресс-службе, план выполняется с опережением: за полгода компания получила 56% от запланированной на год выручки.

«В совокупности объем исполненных в этом году, находящихся в стадии проработки и предполагаемых к контрактации заказов со сроком исполнения до 2024 г. включительно составляет порядка 20 млрд руб.», — рассказали на предприятии.

При этом к 2025 г. предприятие рассчитывало увеличить выручку до 9,2 млрд руб., писал «Ъ» со ссылкой на коммерческого директора Евгения Коптяева. В компании отмечали, что через два года доля оборонных заказов должна была снизиться примерно до 25% и составить в выручке около 2,4 млрд руб., а гражданских – вырасти до 75% (или 6,8 млрд руб. выручки). Какая доля сейчас приходится на гражданскую, а какая на оборонную продукцию, на предприятии не раскрывают.

На Международном военно-морском салоне в Кронштадте в июне «Армалит» представил ряд проектов, которые в этом году пошли в серийное производство для нужд гражданских и оборонных предприятий. Так, конструкторские бюро «Алмаз», «Малахит», «Рубин» заказали электроприводы для судовой трубопроводной арматуры. Для судостроительного комплекса «Звезда» предприятие начало поставки дисковых затворов. «Армалит» также изготавливает заводу им. Ленинский комсомол корабельные огнетушители. Суммы контрактов не раскрываются. В пресс-службе добавили, что сейчас завод осваивает не только рынок трубопроводной арматуры для судостроения, но и для нефтегазохимии и атомной промышленности, но не уточнили заказчиков.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что рост выручки компании в этом году связан прежде всего с импортозамещением для гражданского кораблестроения. После ухода из России иностранных производителей, например, американской Swagelok, высвободилась ниша, которую начали занимать отечественные производители, в том числе «Армалит». Раньше при проектировании и строительстве гражданских судов использование арматуры преимущественно импортного производства было обусловлено тем, что отечественные производители не могли предложить все типы оборудования, а имеющиеся на рынке позиции были неконкурентоспособны по цене или техническим характеристикам. После ухода иностранных компаний отечественным производителям пришлось подстраиваться под запросы рынка.

В этом году «Армалит» стал одним из победителей конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета на сумму 0,5 млрд руб. в рамках программы импортозамещения Минпромторга РФ. Завод внедрит разработки сразу по двум направлениям: создание широкого типоряда дистанционно-управляемой судовой трубопроводной арматуры и разработка арматуры для медицинского кислорода. Срок постановки новых изделий в производство – два года.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что по финансовым показателям в отрасли можно увидеть, как та или иная компания воспользовалась образовавшимся вакуумом после ухода зарубежных фирм. По его данным, в гражданском сегменте оборудования для судостроения, например, при производстве рыболовных и краболовных судов доля отечественного оборудования при строительстве по программе инвестиционных квот должна была составлять не менее 30%. Но сейчас она только растет.

«Наибольший потенциал сейчас в гражданском сегменте, потому что если мы говорим про продукцию для ВМФ, то после 2014 г. основной объем импортозамещения был проведен в течение последующих нескольких лет. Фактически сейчас импортные комплектующие используются в минимальном объеме, это поставки из «дружественных» стран, например, Китая», — рассказал эксперт.

Согласно данным Infoline, в 2022 г. основной портфель заказов кораблей в России сформировали АО «ОСК», на долю корпорации пришлось 211,5 млрд руб., ООО «ССК Звезда» – 24 млрд руб. и ХК «Ак Барс» – 17,8 млрд руб. В I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого стоимость сданных гражданских судов выросла более чем в 10 раз и достигла 17,9 млрд руб. против 1,5 млрд руб. в I квартале 2022 г. В I квартале 2023 г. было сдано уже 8 судов, из которых 3 рыболовных траулера производства АО «Адмиралтейские верфи» и ПАО «ВСЗ», 2 краболова — АО «Восточная верфь» и АО «ОССЗ», 1 сухогруз — ПАО «Завод Красное Сормово» и 2 земснаряда — АО «Цимлянский судомеханический завод». Согласно планам Минпромторга, в этом году российские верфи планируют в общей сложности сдать около 100 судов гражданского назначения и морской техники (51 судно водоизмещением свыше 100 т, 59 судов водоизмещением меньше 100 т).  

Независимый эксперт по инвестициям и консалтингу Сергей Мельник говорит, что на фоне подъема гражданского судостроения «Армалит» продолжит наращивать выручку, в том числе за счет расширения линейки продукции для нефтегазовой, химической и атомной отраслей.

«В качестве прогноза роста выручки можно учесть фактор поэтапного завершения ввода в эксплуатацию мощностей завода «Звезда», на котором планируется существенный объем заказов», — отметил эксперт. Он напомнил, что предприятие сейчас выполняет контракт на строительство 15 танкеров для нужд проекта «Арктик СПГ-2». Пока на воду спущено только пять из них, которые планируется передать заказчику в 2024 г.