Паром «Принцесса Анастасия» в этом году не вернется в Россию из-за санкций

В июне 2022 г. круизный лайнер отбыл в сицилийский порт Мессина и больше не возвращался в РФ
Круизный лайнер в 1986 г. построила финская компания Warstila /stpeterline.com

В этом году паром «Принцесса Анастасия» не будет обслуживать внутрироссийские маршруты, в частности, обсуждаемый ранее рейс из Санкт-Петербурга в Калининград. Судно пришвартовано в одном из сицилийских городов, а его возвращению препятствуют санкции, рассказал изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» генеральный директор компании Moby SPL (оператор парома) Сергей Котенев.

«Сейчас в данной экономической ситуации судно не вернуть. Оно ходит под итальянским флагом, это прямой запрет санкций», — прокомментировал он.

Кому принадлежит паром

Круизный лайнер в 1986 г. построила финская компания Warstila. На его борту могут разместиться до 2500 человек, также он предназначен для перевозки автомобилей. С 2011 г. оператором «Принцессы Анастасии» стала компания St. Peter Line. В 2016 г. произошло ее слияние с итальянской Moby S.p.A, в результате которого новым оператором лайнера стала Moby SPL. По данным «Спарк-Интерфакс», компания зарегистрирована на Мальте, других данных о ней нет. Сейчас кораблем владеет итальянская Moby S.p.A.

Вплоть до начала пандемии судно выходило в рейсы из Санкт-Петербурга и совершало круизы в три европейские столицы – Стокгольм, Таллин и Хельсинки. После начала пандемии, в 2020 г. по договоренности с местными властями паром прибыл в Мурманск, где стал гостиницей для сотрудников подрядных организаций компании «Новатэк». На борту размещали специалистов компании, занятых на строительстве завода по серийному производству линий сжижения природного газа в Белокаменке. Такое решение было принято для снижения рисков распространения коронавируса, вспышка которого произошла среди рабочих стройки в самом начале пандемии.

Несостоявшийся маршрут Петербург–Калининград

Новые планы по использованию «Принцессы Анастасии» как пассажирского судна появились в апреле прошлого года. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал, что паром может выйти на рейс Петербург–Калининград. Такой формат сообщения снова стал актуален после введенных Евросоюзом ограничений для автотранспорта и сокращения авиасообщения.

Котенев также подтвердил, что компания в прошлом году прорабатывала вариант запуска «Принцессы Анастасии» по маршруту Санкт-Петербург–Калининград. По его словам, властям представили все необходимые расчеты и предложили вариант, как обеспечить сообщение между Калининградом и Санкт-Петербургом. «Проект был жизнеспособным <…> Но если в Санкт-Петербурге мест для швартовки судов очень много, полностью готовы два терминала, то в Калининграде порт «Пионерский» пока недостроен. Когда запустят инфраструктуру, имеет смысл разговор о запуске маршрута», — уточнил он.

Осенью прошлого года стало известно, что власти Калининградской области и Moby SPL все же не смогли договориться о налаживании пассажирского паромного сообщения. Алиханов уточнил, что запуск парома «Принцессы Анастасии» не состоится, так как не удалось договориться с владельцами корабля. Кроме того, он добавил, что паром итальянский, что осложняет его эксплуатацию на территории России, а спрос на круизы может быть невысоким.

По данным сервиса Marinetraffic, «Принцесса Анастасия» 16 июня 2022 г. прибыла из Белокаменки в Мурманской области в итальянский город Мессина, и с тех пор судно больше не возвращалось в Россию.

Санкции мешают возвращению

Опрошенные «Ведомостями» юристы считают, что в нынешних реалиях, когда действуют санкции в отношении России, возвращение «Принцессы Анастасии» для работы на внутренних рейсах не представляется возможным.

Напомним, Европейский союз в апреле 2022 г. ввел пятый пакет санкций, который запретил судам под российским флагом заходить на территорию стран организации. Исключения были сделаны только для перевозок сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также гуманитарной помощи. Также рестрикции коснулись страховки для кораблей. В ответ в июне 2022 г. президент России Владимир Путин подписал закон, который наделяет правительство РФ полномочиями устанавливать для судов под иностранными флагами правила плавания во внутренних морских водах России «с учетом интересов безопасности и обороноспособности страны». Согласно документу суда под флагами иностранных государств во время плавания во внутренних морских водах должны соблюдать законодательство РФ и соответствующие правила.

Управляющий партнер ЮК «Мокров и Партнеры» Александр Мокров говорит, что санкции остаются ключевым препятствием для возвращения парома в Россию и обслуживания российских маршрутов. «В условиях санкционного давления говорить о законных способах возврата судна в российский порт можно с большой натяжкой. Санкции налагают вето на нормы права, в частности на право собственности», – отмечает он.

Наиболее вероятным сценарием, по которому судно может вернуться в Россию, партнер юридический фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко видит завершение кризиса на Украине. «Если само судно и компания не находятся под санкциями, то после какого-то дипломатического урегулирования по Украине Италия может разрешить парому уйти в Россию, здесь уже не будет преград», — говорит он.