Спрос на повседневные товары в СЗФО восстанавливается медленнее общероссийского

Ассортимент в магазинах за год снизился на 8%
За I полугодие 2023 г. продажи товаров повседневного спроса в натуральном выражении выросли всего на 1,8%

Северо-Западный федеральный округ, в частности Санкт-Петербург, отстает от других российских регионов по темпам восстановления спроса на товары повседневного потребления, об этом рассказали на конференции по торговле, организованной Общественным советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга.

За I полугодие 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. продажи товаров повседневного спроса (FMCG) в СЗФО в финансовом выражении выросли на 3,2%. В упаковках рост составил всего 1,8%, по данным исследовательской компании NielsenIQ. Тем временем в Поволжье, на юге страны, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке продажи выросли более чем на 12% в финансовом выражении и более чем на 7% в упаковках. Категория FMCG включает в себя в том числе продукты питания, товары личной гигиены и бытовую химию.

Примечательно, что в СЗФО в структуре общего оборота розничных продаж торговые сети занимают наиболее значительную долю по сравнению с другими российскими регионами. Как отметила доцент Высшей школы сервиса и торговли СПбПУ Татьяна Кириллова со ссылкой на данные Росстата, в СЗФО доля оборота сетей в объеме розничной торговли в прошлом году составила 55%, за год она увеличилась на 3 п. п. В Петербурге этот показатель составил почти 64%, за год увеличившись на 6 п. п. Несмотря на активное присутствие крупного ритейла, покупательская активность в регионе восстанавливается медленными темпами.

По словам Кирилловой, частично это связано с оттоком покупателей из гипермаркетов в связи с переходом к более экономичной модели потребления. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин в беседе с изданием добавил, что в Петербурге медленный рост розничных продаж товаров повседневного спроса наблюдается на фоне роста оборота общепита. За январь-июнь этого года по сравнению с тем же периодом предыдущего он вырос на 11%, по данным Петростата. «Общепит и пекарни растут активнее, а товары повседневного спроса – медленнее, в связи с тем, что на фоне тенденции к экономии ряд потребителей зачастую стремится покупать в магазинах только необходимое. Поход в ресторан же оценивается как возможность пусть и редко, но получать «маленькие радости», – пояснил Лачугин.

Председатель петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков рассказал «Ведомостям», что у региона есть своя специфика, которая заключается в том, что он граничит с европейскими странами. Третьяков отмечает, что ранее в регион активно приезжали туристы из Европы, в частности финны, которые формировали высокий чек покупки. «Сейчас этих туристов нет, поэтому регион пострадал сильнее», – отметил Третьяков.

Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что дополнительным фактором, влияющим на спрос, является сокращение ассортимента. Количество номенклатурных позиций на полках магазинов в СЗФО, по данным NielsenIQ на март 2023 г., за год упало на 8%. По оценкам Лачугина, падение достигает 10-20% в зависимости от торговой сети. «Если покупательская способность снижается, то сокращается и ассортимент, поскольку сети оптимизируют затраты», – говорит он.

Зампредседателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков полагает, что привлечение малых предприятий на рынок (небольшие магазины, фермерские островки) способствовало бы более разнообразному и эксклюзивному предложению. По его словам, вход малого бизнеса в крупные торговые сети затруднителен из-за низких объемов производства. При этом ярмарок для фермеров и малого бизнеса, которые организует город, пока недостаточно, чтобы обеспечить их более активное присутствие на рынке, резюмировал он.