Смольный официально запустил второй этап проекта «Петербургский дизайн»

Участники рассчитывают на увеличение выручки, но ситуацию омрачает ослабление рубля
Открытие состоялось на флагманской площадке проекта в ТЦ «Галерея» площадью более 500 кв.м.

Власти Санкт-Петербурга 22 августа официально запустили второй этап проекта «Петербургский дизайн». Открытие состоялось на флагманской площадке проекта в ТЦ «Галерея» площадью более 500 кв.м. В рамках второго этапа продукция локальных дизайнеров представлена на площадках в трех торговых центрах. Для покупателей магазины открылись раньше официального запуска. «В торговых центрах «Галерея» и «Охта Молл» они начали работать с 10 июля, а в «Лето» – с 3 июля», – рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад» директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (Центр «Мой бизнес») Валерий Береснев. Фонд является заказчиком проекта.

На реализацию второго этапа, который продлится до 21 января 2024 г. выделено 100 млн руб. Сейчас в рамках проекта на площадках представлена продукция порядка 80 дизайнеров, в течение второго этапа их количество увеличится до 100. Согласно концепции проекта, дизайнеры бесплатно размещают свою продукцию на площадках «Петербургского дизайна». Средства на аренду помещений и мерчандайзинг, зарплаты персонала, операционные расходы покрывает городской бюджет.

Напомним, что первый этап проекта проходил с 1 октября 2022 г. до конца января 2023 г. То есть, его сроки на втором этапе увеличились более чем в два раза. Вместе с тем, власти пересмотрели выбор площадок. В прошлом году продукция местных дизайнеров была представлена в торговых центрах «Питер радуга», «Континент» и «Лето». В текущем году сохранилась только последняя локация, две другие были заменены. Объем инвестиций в проект также увеличился. На реализацию первого этапа власти выделяли 87 млн руб.

Для кого запустили «Петербургский дизайн»

По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, в Петербурге насчитывается более 220 брендов одежды и аксессуаров, 100 из них могут воспользоваться поддержкой проекта. Также в городе работает 31 швейное производство. В следующем году власти планируют запустить механизм компенсации части расходов предприятий, связанных с пошивом коллекций местных брендов, через предоплаченные цифровые сертификаты.

Опрошенные изданием эксперты и представители отрасли считают, что пересмотр площадок положительно скажется на продвижении продукции. Однако ослабление курса рубля наряду с отсутствием возможностей работать в более низком ценовом сегменте могут негативно повлиять на рентабельность проекта.

Как рассказал изданию Береснев, задача состоит в том, чтобы на втором этапе один рубль бюджетных вложений приносил как минимум один рубль выручки. По его оценкам, с октября по конец текущего года, по сравнению с тем же периодом проведения предыдущего этапа прирост совокупной выручки дизайнеров составит от 30 до 40%. Эксперты отмечают, что позитивной динамике может способствовать рост посещаемости торговых центров.

По словам, регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, начиная с весны 2023 г., рост посещаемости ТЦ наблюдалось во всех типах торговых центров. «Но в большей степени эта тенденция выражена в торговых центрах регионального и суперрегионального формата, к которым относятся «Галерея», «Невский Центр», «Охта Молл», «Лето», «Лондон Молл». Здесь наиболее активно происходит восстановление покупательского трафика, благодаря открытию магазинов крупных российских ретейлеров, в том числе с новыми концепциями», – пояснила она.

Основатель бренда Dimavelardi Дмитрий Суворов отмечает, что за июль, то есть, первый месяц второго этапа, оборот продаж дизайнера составил 80 000 руб. «Для старта это нормально, поскольку позволяет окупать расходы. Пока этого достаточно», – добавил он. По его оценкам, по мере реализации второго этапа выручка будет расти.

Дизайнер бренда «Монпари» Ирина Валерьянова не фиксирует резкого роста продаж за первый месяц, но прогнозирует, что по итогам второго этапа выручка прирастет на 50%, в том числе за счет высокого трафика в «Галерее». Основатель бренда Exactly Любовь Лазуренко отмечает, что в структуре ее продаж на втором этапе «Галерея» занимает первое место, превышая продажи в «Охта Молл» в полтора раза.

Вместе с тем, локальные дизайнеры, как правило, работают в сегменте «средний» и «средний плюс», что зачастую не позволяет тиражировать продукцию на массовую аудиторию. По данным Береснева, сейчас средний чек на площадках проекта составляет от 5500 до 7000 руб, в зависимости от конкретного торгового центра: около 5500 руб. в «Охта Молле», порядка 6500 руб. в «Галерее» и 7000 руб. в «Лето».

Лазуренко отмечает, что дизайнеры, отшивающие вещи в Петербурге, не могут работать в более низком ценовом сегменте, учитывая расходы на зарплату швеям, а также закупку импортных материалов, которые дорожают в связи с курсом валют. «Однако цена локальной продукции оправдана качеством и более интересным ассортиментом, который отличается от масс-маркета», – говорит она.

Директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова полагает, что с начала сентября из-за курса валют продукция местных дизайнеров может подорожать на 30%. Она аргументировала удорожание сезонным пересчетом. «Ткани мы самостоятельно практически не производим, соответственно стоимость продукции вырастет. Если она будет не по средствам жителям города, то затраты не позволят компенсировать вложения в проект». Молчанова добавляет, что, по ее оценкам, текущая ситуация может негативно сказаться на возможности продления «Петербургского дизайна».