Цены на размещение в отелях Петербурга за год выросли на 11%

Отельеры называют рост стоимости сдержанным с учетом накопившихся издержек
В январе-августе 2023 г. средняя стоимость размещения в отелях Санкт-Петербурга за одну ночь составила 5951 руб. /freepik

В январе-августе 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. средний тариф на размещение в отелях Санкт-Петербурга за одну ночь (без питания и дополнительных услуг) вырос на 10,6% до 5951 руб. Такие данные приводятся в исследовании компании Hotel Advisors. Выборка насчитывает 150 городских отелей категории «три-пять звезд» с общим номерным фондом в 20 327 единиц. В категории «три звезды» стоимость выросла на 8%, составив 4129 руб. Чуть больше увеличились цены на размещение в сегменте «четыре звезды» – на 9,4% до 5891 руб. Средняя стоимость «пятерок» выросла на 10,4% до 13 960 руб.

Примечательно, что по сравнению с январем-августом 2021 г. тарифы «троек» и «четверок» выросли на 21,3% и 16,6%, соответственно. То есть, стоимость размещения в течение двух лет росла. «Пятерки» к тому же периоду 2021 г. показали прирост всего на 7,5%, частично отыграв падение цен в прошлом году. «Категория «пять звезд» пострадала больше из-за оттока иностранных туристов. «Три звезды» чувствуют себя комфортнее второй год подряд за счет большей доступности цены размещения», – отметил генеральный директор Hotel Advisors Сергей Данильченко.

Турпоток в Петербург

По последним данным Смольного, в I полугодии 2023 г. турпоток в Петербург составил 4,115 млн человек, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Основным драйвером роста стал внутренний туризм. Количество туристов из Москвы и других регионов РФ в январе-июне этого года увеличилось на 8%, по сравнению с тем ж периодом 2022 г. Доля иностранных туристов от общего турпотока в I полугодии составила всего лишь 4%.

Представители туристической отрасли отмечают, что средний рост стоимости размещения в отелях Петербурга на 10,6% можно охарактеризовать как сдержанный. Годовая инфляция в Санкт-Петербурге в июле 2023 г. составила 4,96%. Расходы отельеров выросли больше, говорят участники рынка. По сравнению с докризисным 2019 г. средняя стоимость размещения в январе-августе выросла на 17%, по данным Hotel Advisors, однако данный рост не компенсирует постепенный рост инфляции. Фактически, отельеры не могут повысить цены в соответствии с реальным уровнем расходов, с одной стороны, из-за покупательской способности граждан, с другой – из-за высокой конкуренции на рынке городских отелей.

По оценкам генерального директора компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктории Шамликашвили, только за год расходы отельеров увеличились на 25-30%, в связи с ростом коммунальных платежей, закупкой продукции, которая имеет импортную составляющую (продукты, постельное белье, махровые халаты, косметические средства в номерах гостиниц), а также индексацией зарплат персоналу.

Генеральный директор управляющей организации отелями «Станция» Алексей Макаров добавляет, что зарплаты сотрудникам необходимо индексировать не менее чем на уровень инфляции. «Сейчас в отрасли наблюдается дефицит кадров, в других сегментах зарплаты растут значительнее, поэтому выдерживать конкуренцию – сложно с учетом других издержек»,- пояснил он.

С другой стороны, отели вынуждены конкурировать и друг с другом, в частности с малобюджетным ценовым сегментом, который осуществляют демпингирующее влияние на отрасль. По мнению Макарова, высокая конкуренция в отельной отрасли Петербурга связана с тем, что город имеет значительный номерной фонд, но специфика состоит в том, что традиционно основной платежеспособный спрос составляли иностранцы в виду близости европейских стран. «Поскольку количество иностранцев сильно сократилось, Петербург оказался в тисках избытка предложения над спросом», – резюмировал он.

Макаров добавляет, что малобюджетный сегмент, который влияет на сдержанный рост стоимости, могут заполнить китайские туристы. Однако, несмотря на возобновление безвизового режима для групповых туристических поездок между Россией и КНР с 1 августа, китайцы пока массово не приезжают в Петербург. Тем не менее, если с октября по март массовый поток возобновится, это будет выгодно всем участникам отрасли. «Экономичный сегмент заместят гости из КНР. А другие отельеры смогут продавать номера по ценам, соответствующим своему классу», – добавил он.