Средний чек букета цветов в Петербурге за год вырос на 20%

Удорожание продукции связано с курсом валют и санкционными ограничениями, отмечают участники рынка
Реальная стоимость цветов в рознице за год выросла в среднем от 20 до 50%. /freepik

В период с 1 по 20 августа этого года средний чек покупки в цветочных магазинах Санкт-Петербурга составил 1684 руб. Это на 23% больше чем за тот же период 2022 г., подсчитали в ИТ-компании «Эвотор» по запросу «Ведомостей» в преддверии 1 сентября. Компания осуществляет аналитику продаж через онлайн-кассы. Непосредственно ко Дню знаний расходы на цветы вырастут еще больше на фоне увеличивающегося спроса.

Средний чек зависит от покупательской способности потребителей, влияющей на состав букета. Реальная же стоимость цветов в рознице за аналогичный период выросла в среднем от 20 до 50%, отмечают опрошенные изданием эксперты и участники рынка. Удорожание продукции связано с изменением курса валют и частично – с санкционными ограничениями.

Как изменилась стоимость цветов за год

Традиционно к 1 сентября покупатели, как правило, выбирают гладиолусы, георгины, хризантемы, герберы, реже – розы, гортензии, гвоздики и другие виды цветочной продукции. По оценкам генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в среднем стоимость цветов в розничных магазинах города за год выросла на 30-50%.

Однако удорожание зависит от конкретной позиции. Как рассказала изданию владелец магазина цветов, индивидуальный предприниматель Светлана Павловская, стоимость герберы за год выросла примерно в два раза до 200 руб., а кустовой хризантемы на 50%, также до 200 руб. в среднем. По ее данным цена розы в рознице выросла примерно на 30%.

Владелец цветочной студии 22 10 Flowers Studio Кристина Рябинина добавляет, что удорожание в большей степени сказалось на премиальном сегменте. Например, стоимость гортензии выросла примерно на 60%. Основатель цветочного маркета «Moment» Вера Ильина отметила увеличение стоимости гипсофилы на 30%, однако по ее словам, частично это связано с ростом спроса на данный цветок, поскольку он является «трендовым». При этом Ильина уточнила, что некоторые позиции не подорожали, например, гвоздики. В пресс-службе онлайн-платформы Flowwow со ссылкой на петербургских партнеров сети Fmart изданию рассказали, что закупочные цены за год выросли на 15–30%, что и повлияло на конечную стоимость продукции в магазинах.

Почему цены растут

Динамика цен на цветы в текущем году во многом связана с курсовой разницей. «Стоимость цветка складывается из закупочной цены и доставки, а все расчеты происходят в валюте по текущему курсу. Стоимость отечественной продукции, например, из Краснодарского края, в свою очередь, растет из-за увеличивающегося спроса», – уточнили в компании Flowwow. «Курс доллара по отношению к августу прошлого года вырос на 50%. Это автоматически отражается на стоимости продукции», – добавил Бурмистров.

По данным ассоциации «Теплицы России», доля импорта от общего объема российского рынка цветочной продукции составляет около 80%. Поставки цветов в основном осуществляются из Нидерландов, Кении, Эквадора, отмечают опрошенные изданием участники рынка. Бурмистров отмечает, что за год рынок поставок существенно изменился. «Появились цветы из Азии, Латинской Америки, вырос импорт из Китая, но он также зависит от курса. Расчеты идут либо в национальной валюте этих стран, либо в долларах», – резюмировал он.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 г. Россия импортировала 81 400 т срезанных цветов. Данные за 2022 г. недоступны в связи с приостановкой публикации статистических данных в целях снижения рисков вторичных санкций для компаний, которые поставляют товары в Россию. Как отмечают участники рынка, сейчас основная доля импорта продолжает поступать из Нидерландов. Напомним, что в апреле 2022 г. Евросоюз ввел пятый пакет антироссийских санкций, который, в том числе ограничивает поставки цветов. Тем не менее, санкции коснулись не всех видов цветочной продукции. Ограничены поставки роз, рододендронов и азалий. Однако запрет распространяется и на поставки клубней и луковиц растений. Последнее, в свою очередь, создает сложности для отечественных производителей, которые теоретически могли бы частично заместить долю импорта на отечественном рынке.

Как пояснил «Ведомостям» владелец петербургской цветочной фермы «Поляна» Антон Лукин, производители не прекратили продажи в Россию, однако теперь они носят «скрытый» характер, и зачастую поставки осуществляются через третьи страны. Если раньше, в случае ненадлежащего качества товара, можно было оформить возврат, то сейчас наблюдается разрыв взаимодействия, и получить обратную связь от поставщика – проблематично. Стоимость клубней и семян при этом также выросла на фоне логистики и изменения курса валют. Президент Ассоциации фермеров Ленобласти и Санкт-Петербурга Николай Сапронов добавляет, что сейчас клубни и семена в основном покупают в Нидерландах, своей селекции практически нет.