Кировский завод начал экспорт тракторов в Африку
Первые экземпляры отправлены в Эфиопию и ЮАР, также ведутся переговоры с Южным СуданомКировский завод в этом году поставил первые экземпляры своей техники в Эфиопию и ЮАР. Об этом рассказал генеральный директор ГК «Кировский завод» Сергей Серебряков в интервью изданию «Ведомости Северо-Запад». Он не уточнил количество поставленных тракторов, отметив только, что пока речь идет о нескольких единицах. Какие объемы техники планируется поставить в Африку по итогам года, в ГК также не сообщают.
«Компания успешно провела переговоры с Эфиопией, уже начались поставки первых машин. На завод приезжала делегация из Южного Судана, сейчас продолжаются переговоры, мы с ними находимся в постоянном контакте», — прокомментировал Серебряков.
Чем занимается Кировский завод
В группу компаний «Кировский завод» входит 12 дочерних предприятий. В собственности ГК находится 400 га земельных участков, включая 2 км береговой линии Финского залива (3 причала). Общая площадь всех зданий и сооружений для производственного и коммерческого использования – около 1,5 млн кв. м. Объекты расположены в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и на юге России. ГК выпускает тракторы, буровую технику, оборудование для тепло- и гидроэнергетики, металлургическую продукцию и др. Основную часть выручки приносят предприятия машиностроительного и металлургического профиля: Петербургский тракторный завод, завод «Киров-Энергомаш», металлургический завод «Петросталь».
Он уточнил, что в Эфиопию компания поставила тракторы для сельскохозяйственных работ, в Южно-Африканскую Республику (ЮАР) начался экспорт строительно-дорожной техники. Серебряков добавил, что контакты с африканскими государствами удалось расширить благодаря саммиту «Россия–Африка».
Напомним, что летом 2022 г. Серебряков в разговоре с корреспондентом «Ведомостей» рассказывал, что рынок Северной Америки и Европы занимал порядка 20% от всего объема экспорта завода. Однако из-за санкций поставки пришлось направить в другие государства, прежде всего в Белоруссию и Казахстан, а также на внутренний рынок.
«На европейский и американский рынки мы больше не поставляем технику. Нужно понимать, что ушел импорт в России и с их стороны. Те компании, которые приобретали зарубежную технику, начали приобретать отечественную. Аналогичная ситуация произошла в Белоруссии», — уточнил гендиректор.
Растущий рынок Африки
Кировский завод – далеко не единственный производитель тракторов, который планирует занять растущий рынок Африки. По данным аналитиков Центра развития финансовых технологий «Россельхозбанка», Африка стала единственным регионом, который в 2022 г. смог привлечь больше инвестиций в агротехнический комплекс, чем годом раньше. Прирост инвестиционных вложений составил 22% – с $526 млн до $640 млн. Сельское хозяйство государств Африки с 2000 по 2022 гг. показывало ежегодный прирост в 4,1%. Например, в Эфиопии доходы сельского хозяйства в 2022 г. составили около 37,6% от всего ВВП.
В начале этого года о планах экспортировать машины в Африку заявлял директор центра продаж, маркетинга и сервиса «Ростсельмаша» Алексей Швейцов, сообщал «Интерфакс». По его словам, в поставках тракторов заинтересован Судан, Египет и ЮАР. Ковровский электромеханический завод намерен поставлять тракторы и мини-погрузчики в Гамбию. Об этом сообщал депутат Госдумы от Владимирской области Алексей Говырин на полях саммита «Россия–Африка».
По оценке Минпромторга, российские компании по итогам 2023 г. могут нарастить промышленный экспорт в страны Африки более чем на 40%. Первый замглавы ведомства Василий Осьмаков отметил, что среди промышленных товаров наибольшую ценность на рынке имеет продукция машиностроительной отрасли, металлопродукция и т. д.
Конкуренция с Китаем и Западом
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отметил, что в современной России экспорт тракторов был ориентирован прежде всего на постсоветские, европейские и североамериканские государства. Рынок Африки, по его словам, не рассматривался в качестве основного направления. В то время как свои позиции в этом регионе укрепляли китайские и западные компании.
«Существенного прогресса российские компании по этому направлению не добились. Поставки, которые были ранее, исчислялись десятками на каждую компанию», — прокомментировал эксперт.
Однако экономика отдельных африканских государств продолжает расти, что позволяет российским компаниям открывать для себя рынки стран этого континента, говорит директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев.
Он уточнил, что петербургский завод может предложить Африке технику с высокой проходимостью, которая полностью адаптирована для климатических условий этого региона. «Колесная техника ПТЗ обладает данными эксплуатационными характеристиками на уровне премиальных брендов, например, John Deere и Claas», — прокомментировал эксперт.
Тиняев добавил, что в условиях ослабления рубля стоимость российских тракторов снижается в долларах. Это позволяет конкурировать с западными компаниями. «Слабый рубль дает российской технике дополнительное преимущество по стоимости. <…> Объемы потенциальных поставок могут быть ограничены только текущими производственными мощностями предприятия», — резюмировал эксперт.