Выдача разрешений на работу такси в Ленобласти в этом году подскочила на 60%

В августе, перед вступлением в силу нового закона, число поданных заявлений выросло в 3 раза
Представители служб такси говорят о росте цен /Freepik

С начала года в Ленинградской области было выдано 1478 разрешений на работу легкового такси. Это на 59% больше, чем за январь-октябрь 2023 г., сообщили в пресс-службе областного комитета по транспорту.

Самое большое количество выданных разрешений пришлось на август (последний месяц перед вступлением в силу новых требований к такси). По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года оно выросло в 3 раза. «Поскольку количество поступивших в августе 2023 г. заявлений на выдачу разрешений возросло более чем в 3 раза, большая часть перевозчиков на момент вступления в силу новых требований законодательства уже имели действующие разрешения, и требования закона в части выдачи разрешений на перевозку пассажиров на них не распространяются», — сообщили в пресс-службе комитета по транспорту.

В комитете отметили, что оттока водителей в «серую зону» в Ленинградской области в связи с вступлением в силу нового регионального и федерального законодательства «не наблюдается». Власти региона также не заметили существенного роста цен на услуги такси. «Значительного повышения тарифов на перевозки легковым такси с начала текущего года по настоящее время не наблюдается», – отметили в пресс-службе.

Напомним, что 28 июня текущего года депутаты регионального Законодательного собрания приняли изменения в областной Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ленинградской области». Документ приводит областное законодательство в соответствие с федеральным законом № 580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября.

Согласно новым изменениям водители такси теперь должны заключать трудовые договоры с перевозчиками или иметь статус ИП или самозанятого, оформлять специальный договор ОСАГО и проходить медобследования. Для использования в виде такси в Ленобласти установлен экологический класс автомобиля на уровне Евро-3 (машины «АвтоВАЗ» не попадают под этот критерий). В регионе должны сформировать три реестра: служб такси, перевозчиков и автомобилей. Региональные власти также обязуются собирать данные о водителях, которых привлекают к перевозкам.

В Ленинградской области и Санкт-Петербурге дополнительно установили требование к цвету машин – они должны быть белого цвета с желтой светоотражающей полосой. Так как срок действия разрешения составляет 5 лет, то у водителей, получивших в этом году новые разрешения, сохраняется период по приведению автомобиля в соответствии с требованием вплоть до сентября 2028 г.

На данный момент в Ленобласти работает более 300 перевозчиков и 3000 машин легкового такси, а также девять служб заказа. Как отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты, резкий рост выдачи разрешений говорит не о выходе водителей из «серой зоны», а о желании уже занятых на этом рынке отсрочить начало работы по новым правилам: многие водители постарались обновить свои разрешения до начала действия новых правил – до 1 сентября.

«Все перевозчики, которые планировали работать на рынке региона, за месяц обновили свои разрешения. Всплеск не означает, что были выданы новые разрешения, это говорит, что перевыпускались старые», – пояснил представитель Общественного совета по развитию такси Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Белов.

При этом Белов в принципе не видит в законодательстве каких-то изменений, которые простимулировали бы выход сферы такси из «серой зоны». По его словам, требование по регистрации в качестве самозанятого или заключение трудовых отношений, а также дороговизна ОСАГО для такси отталкивают водителей от легализации своей деятельности.

«Например, ОСАГО на такси стоит в среднем 96 000 руб. Водителю в Киришах или Волхове выложить такую сумму нереально. К сожалению, порядка 70-80% такси ездят без ОСАГО», — уточнил эксперт, добавив, что несмотря на возможность лишиться разрешения на перевозку из-за отсутствия специального полиса ОСАГО, многие водители все равно его не оформляют.

Несмотря на заявления властей о том, что услуги перевозки в регионе не подорожали, сами представители служб такси говорят о росте цен. Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко уточнил, что изменения в законодательстве уже стали одной из причин роста стоимости проезда в такси. «Цены выросли ориентировочно на 40-50% с отклонениями в разных регионах. Более точную цифру пока назвать сложно, поскольку воздействующих на изменение цены факторов сейчас слишком много. Это как расходы, связанные с новым законом о такси, так и рост цен на топливо и удорожание машин с их обслуживанием», — уточнил он.

По словам Коваленко, для многих водителей работать в такси на своей машине стало экономически нецелесообразно. Порог входа в профессию оказался выше возможного заработка: нужно перекрасить автомобиль под новые требования, оплатить дорогую специальную страховку, заправлять и обслуживать автомобиль. «Зарабатывать при этом не получится. Сколько водителей при этом уходят к заработкам по “серым” схемам – сказать невозможно», – говорит бизнесмен.

По его оценке, в компаниях отмечают как сокращение числа новых водителей, так и снижение пассажиропотока. Однако насколько – Коваленко не уточнил. «Сказывается это и на бизнесе. У нас наблюдается отток водителей, растут цены на поездки, люди все чаще предпочитают альтернативы такси – просто идут пешком или едут на метро», – добавил он.