Петербургский ТЦ «Кубатура» в 2024 г. запустит маркетплейс по продаже мебели

Эксперты оценивают объем инвестиций в проект от нескольких десятков до 100 млн руб.
На первом этапе в проекте будут участвовать операторы, которые уже представлены в торговом центре /freepik

Петербургский центр мебели и интерьера «Кубатура» в начале 2024 г. запустит маркетплейс по продаже мебели, отделочных материалов и интерьерной продукции. Об этом журналистам рассказала управляющая МТК «Кубатура» Александра Никонова на деловом завтраке Best Breakfast 25 октября. Собственником «Кубатуры» является АО «Концерн Энерготехнологии». Торговый центр «Кубатура» площадью 180 000 кв. м расположен во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга и включает порядка 650 секций, занимаемых арендаторами, которые продают мебельную, отделочную и интерьерную продукцию.

Что известно об АО «Концерн Энерготехнологии»

АО «Концерн Энерготехнологии» зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2006 г. По данным «СПАРК-Интерфакс», компания занимается арендой и управлением недвижимостью, а также разработкой компьютерного программного обеспечения. Генеральный директор – Наталья Бондаренко. Выручка компании за 2022 г. составила 637,8 млн руб., чистая прибыль – 6,9 млн руб.

«На базе центра «Кубатура» (офлайн-продукта) будет запущен собственный маркетплейс под тем же названием. На первом этапе в проекте будут участвовать операторы, которые уже представлены в торговом центре. Далее – в течение полугода мы рассчитываем привлечь и внешних операторов», – отметила Никонова. Программное решение для реализации проекта разрабатывалось в течение года, сейчас идет наполнение сайта информацией о товарах уже имеющихся операторов. Запуск продаж планируется на январь-февраль 2024 г.

Никонова рассказала изданию «Ведомости Северо-Запад», что внешние операторы в рамках сотрудничества с маркетплейсом будут оплачивать процент с каждой продажи по средним рыночным ставкам (сейчас они составляют от 2 до 12% в зависимости от категории товара). Для операторов, арендующих площади в торговом центре, ставки будут ниже.

По ее словам, создание маркетплейса поможет, с одной стороны, сократить цикл поступления денег за покупку товаров, с другой – создаст более удобные условия для клиентов. «Выбирая товары, покупатель, как правило, собирает информацию. Но чтобы совершить сделку, клиент должен приехать еще раз. Поэтому зачастую покупка откладывается. При возможности совершить сделку онлайн, оплату можно произвести быстрее», – добавила она. По ее словам, продающие сайты компаний в полной мере не решают этой проблемы, поскольку каждый оператор продает продукцию через собственный сайт. «На маркетплейсе как агрегаторе покупатель формирует корзину из товаров от разных продавцов, получая комплексную продукцию и доставку», – пояснила она.

Никонова не раскрыла объем инвестиций в создание маркетплейса. Но по оценкам генерального директора Infoline Ивана Федякова, сумма для запуска проекта исчисляется десятками млн руб. Далее требуется регулярный приток дополнительных инвестиций для добавления новых товаров на сайт, модерирования карточек, а также продвижения маркетплейса. Опрошенные изданием представители ИТ-компаний говорят, что начальная сумма инвестиций с учетом затрат на продвижение может приблизиться к 100 млн руб.

«Создание маркетплейса подобного масштаба требует значительных технических ресурсов и инвестиций, в том числе на разработку веб-платформы. После получения аналитики о востребованности ресурса компания может создать полноценное мобильное приложение», – говорит генеральный директор веб-интегратора «Осьминожка» Сергей Иващенко. Он добавил, что окупаемость проекта может быть достигнута через комиссии с продаж, рекламу, партнерские программы и другие монетизационные стратегии. С увеличением числа продавцов и товаров на маркетплейсе возможно увеличение прибыли.

Эксперты считают, что параллельное использование офлайн- и онлайн-каналов продаж применимо к рынку мебели, в том числе для продвижения продукции конкретного крупного торгового центра. Но если маркетплейсу не удастся привлечь значительное количество внешних поставщиков, вложения могут не окупиться.

По мнению Федякова, проект, скорее, поможет продвижению компаний, уже представленных в торговом центре, чем привлечению значительного количества сторонних производителей. «Развитие онлайн-торговли мебелью пока идет сдержанно. Подобный опыт был у IKEA, но ее продукция была стандартизирована. Само создание маркетплейса имеет смысл, если это будет глобальный проект с широким ассортиментом, чтобы у покупателя не возникало необходимости искать товар на других ресурсах. Промежуточный вариант не даст высокой отдачи», – считает он. Эксперт пояснил, что при отсутствии регулярного потока покупателей на маркетплейс трафик приходится закупать дополнительно через рекламные акции, что ставит под вопрос экономическую целесообразность проекта.

В то же время директор практики ЛПК Strategy Partners Валентин Гаврилов отмечает, что сейчас все больше клиентов готовы покупать мебель через Интернет. «По данным проведенной аналитики, их доля достигает 20-30%. Что касается интереса к маркетплейсу со стороны внешних компаний, то он будет зависеть от посещаемости и уровня конверсии, которых удастся добиться по новому каналу продаж», – комментирует он.

Директор по маркетингу мебельной компании Mr.Doors Екатерина Хворостова выразила мнение, что привлечение сторонних поставщиков возможно при выгодных условиях сделки. Однако она обращает внимание на то, что в сегменте «средний плюс» и выше, в котором работает «Кубатура», аудитория предпочитает лично увидеть товар перед покупкой. Это может создать сложности для компаний, продукция которых не представлена в офлайн-канале.

Однако генеральный директор торгового дома «Вимос» Владимир Гурьев полагает, что проект все же может привлечь ряд производителей мебели из СЗФО. «Например, такие производители есть в Великом Новгороде. Чтобы выйти на рынок Петербурга, им нужны значительные средства. В данном случае это можно сделать за счет известности «Кубатуры», не тратя деньги на рекламу», – добавил он.